Недавно упомянула о местной поселковой субкультуре. Интересно порассуждать на эту тему.
Конечно о субкультуре в одежде, костюме, стилистике сказано уже многое. Конечно сразу всплывают в голове яркие преимеры- Хиппи, Панк, рокеры, Аниме, в моем списке , несомненно ,Мори герл.
Культура этих и подобных явлений самобытна. Каждая несет в себе оговоренный или «по умолчанию», кодекс. Каждая делает упор на стилистику одежды, как на знак принадлежности, своеобразное знамя, пароль... Поведение, речь, образ жизни в целом- субкультура , основанная на едином образе.
Мне же интересно, как складывается определенный стиль единообразия , обусловленный не ососбым образом, кодексом, а местом жительства, общностью, социумом.
Абитура.
Я была абитуриенткой и первокурсницей в те времена, когда еще обязательными были «сельхозработы» для вновь поступивших, так называемая «абитура».
Первокурсники факультета романской филологии государственного университета Киргизии абитуру проходили на табачных полях Таласской области. Если пропустить все романтическое, волнующее, неведомое, что, наверное не совсем получится, и перейти сразу к теме одежды, то начну со следующего.
Счастливая от поступления, радостная, разношерстная студентческая масса посажена в автобусы. Все мы, конечно, в джинсах, футболках , рубашках-ковбойках ничего интересного в смысле костюма из себя не представляли. Однако, как выяснится позже, у некоторых из нас в дорожных сумках прятались неожиданные вещички.
Сказать, что мы уставали, прозвучит скромно. В основном городского воспитания, вчерашние дети, просто валились с ног от усталости, непривычного руда. Ломать листья табака, не так то просто. У многих из нас обнаружилась аллергия на сок табака, которым покрылись все наши рубашки. В первые дни , девушки еще пытались отстирать эту коричневую , пахучую корку , в ледяной воде, во дворе школьного спортзала, где нам устроили общую спальню на 100 человек. День,на третий , мы бросили борьбу с табачной броней и сделали эти рубашки рабочими, в которые с утра входили как в панцирный домик, а вечером выходили. Все переоделись в мягкие треники,закинув жесткие джинсы в сумки.
По вечерам, проглотив, скудный ужин, будущие первокурсники стягивались на скамейки с гитарой, магнитофоном. Вечера в таласской области в конце августа уже холодные, потому, мы утеплялись в привезенные курточки, джемперы.. У одной из наших однокурсниц из сумки появилась настоящая, дамская, широкополая шляпа! К вечеру Эллка выплывала в ней на наши суаре как в вечернем уборе. Шляпа венчала собой треники и куртку. Сначала мы потешались над этим нарядом, уместным скорей , непосредственно на поле, где шляпа исполняла бы функцию защиты от солнца, но вскоре смирились, и так как Элла никак вообще не реагировала на насмешки, вовсе перестали замечать. Шляпа стала символом начала нашей студенческой жизни.
Не каждый вечер, но часто, дискотеки! В сельском клубе! На первую, конечно, мы принарядились как то, не помню точно ... Но точно, что я у кого то взяла напрокат кроссовки... хммм, что это ударило в голову тогда? Я с раннего детства наслышана от мамы, никогда не надевай чужого! И страшные примеры, про то что « одна девочка никогда не потела, а потом надела подружкину кофточку и потливость ее извела!» « А уж тем более, обувь!» добавляла мама страшным тоном, из которого я должна была сама сделать все выводы! Но, абитура, на то и абитура, чтобы наконец, почувствовать себя совсем взрослой и испробовать на себе все(!) запреты ... все (!) в данном случае ограничились надеванием чужих кроссов...
Следующие наши дискотеки мы проходили, протанцевали под «итальянцев» в чем были - в трениках и куртках.
Случилось так, что по плану , мы должны были ломать табак три недели, а по факту , получилось, что на два с половиной месяца , мы оказались в плену сельского хозяйства. Ранние утренние подъемы, лазание в грузовики, вечерние посиделки, наметившиеся дружбы, влюбленности, все как положено, для формирования единого коллектива.
Кое- кто приспособился досыпать в высоких зарослях табака, выгружались на поле , забирались поглубже и , накрывшись с головой куртками, добирали сон. Та же, уже упоминаемая Эллка, как то проспала отъезд на обед... Солнце палит, бригада в кузове. Из пахучих зарослей , с дикими глазами выбегает довольно неуклюжая девчонка. Грузовик потихоньку начинает движение. Эллка на ходу, напяливая куртку, начинает "бежать". Бригада, сидя лицом к бегущей Эллке вдруг , вместо того чтобы стукнуть в кабину , начинает хохотать и петь мелодию из «Джентельменов удачи», там даже слова были , раньше я их не слышала : «Один московский кент , по имени доцент, узнал об исторической находке...». Эллка на бегу, тоже начинает трястись от смеха и обнаружив, что куртка как то не так наделась, начинает ее снимать... на бегу... «по имени доцент...»,Эллка куртку надевает, бежит... «Узнав об исторической находке...» Эллка куртку снимает... Хохот стоит гомерический ... Наконец, кто то стукнул в кабину, машина остановилась, бегунью втянули в кузов. Сейчас понимаю, какого легкого характера была эта девушка... Не обиделась ни на хохот под «доцента», ни на насмешки над шляпой.
Холодало сильно, в небе каркали вороны, на которых мы даже молились, так как сказали, что если упадет снег, то нас вывезут в город. А вороны, как известно , «каркают к зиме»...
Студенты, еще не успевшие вкусить настоящего студенчества, рисковали совсем замерзнуть. Из сумок появились носки ! Почему то у многих они оказались в закромах. Наверное мамы других студенток знали по опыту, нельзя доверять планам учебного корпуса и знали, какие погоды могут нас ожидать. А вот, как в моей сумке оказались джурабы - яркие вязаные носки, чеченской работы, я до сих пор не могу понять. носки эти были точно, мои, их мама купила еще в Усть нере. Наверное Моя бабуля, которая отправляла меня на сельхоз работы ( мама улетела в Якутию раньше), настояла. Я то и до сих пор верю погоде, даже зная все про Иссык кульские вечера, умудряюсь уехать туда без теплых вещей... а чего, в городе же жарко!
Так вот, наша субкультура освоила и даже приукрасилась, согласно имеющимся вещам в сумках, толстовязанными носками, джурабами поверх штанин .
Субкультура тем и характерна, что она создает образы, фетиши из того что под рукой, из случайных сложений, возведенных в культ .
Не все сто девушек и пять праней -пердвкушающих первокурсников факультета романской филологии поддались нашим стилистическим поветриям. В общей массе треников и курток небольшая группа девушек сумела выделиться засчет подручных и подножных средств. Неистребимая жажда выделяться хотя бы одеждой, в те времена не очень поддерживалась. Хотя, времена одинаковы всегда. Сегодня общий вид, не смотря на всю свою сложность и смелость, также захватывает массы. И хочется выделяться уже из нее, прекраснобровой, лабутенной, брендовой.
У многих наших соседок по полу, в спортзале, оказались с собой и националного вида платки ( спасибо их мамочкам-провидицам!). В моей устьнерской культуре ( я поступила в университет в Киргизии, выехав из поселка Усть-Нера, что в Якутии, на крайнем севере ) , платок был вообще чем то очень древне-историческим. У мамы , конечно, были платки. Но это были японские шелка и два настоящих диоровских ! Простые платки в цветок, типа маленькой павло-посадской шали, пленили меня своей декоративностью! Я повязала этот нехитрый убор на сельско-деревенский манер, пустив его концы вокруг головы. Вокруг шептались- по мырковски (по сельски)! Но я уже тогда умела убедить себя и окружающих, что это круто!
И вот вам - треники , к ступням завершающиеся толстыми носками, на мне почему то- сланцы через палец! Пальцы в носках! (сланцы не мои, кто то дал! таких вещей в моей тогдашней, северной природе вообще не было!), повязанные на бедрах свитера, головы венчают у кого ярче, у кого скромнее платы, заязанные исконным женским способом. Исключение Эллка! Ее голову венчает шляпа!
В сельских , совершенно, на первый взгляд, пустых магазинах мы с новобретенной подругой Иринкой обнаружили необыкновенные - наборные ( составные из маленьких в большую, сантиметров 50 длинной!) радужные расчески! Кому они могли понадобиться в этом селе- загадка! Мы купили! Уже в городе, засунули их в кармашки своих сумок! И щеголяли этими безумными аксессуарами, привлекая внимание и подтверждая мысль, что на инфаке - самые стильные и оргигинальные девочки!
Возвращаясь же, к теме субкультуры, можно сказать, что это удивительное явление, одно из жанров моды любых времен. Основным двигателем его зарождения и развития является стремление самовыражаться, выделяться, провозглашать. Что и как - зависит от возможностей, средств и полета мысли.