Французский журналист Теофиль Торе задумчиво бродил по музею в Гааге, среди привычных для голландской живописи желто-серо-коричневых пейзажей и портретов, как вдруг замер ошеломленный. Он увидел озаренный, будто бы изнутри, мерцающим голубоватым светом пейзаж Дельфта.
Это была середина 19 века, а Торе быт французом. И мы с вами понимаем, что это значит. Франция на тот момент повидала такое количество художников-новаторов, с которым, пожалуй, не сравнится никакой другой век. Вермееру удалось поразить француза!
Торе направился в дирекцию музея, чтобы подробнее разузнать об этом неизвестном Вермеере Дельфтском. Что за смельчак позволил себе такую современную и светлую живопись в Голландии 17 века?! Именно тогда из бездны забвения было суждено явиться миру одному из самых выдающихся художников Золотого века Голандии.
Как мало иногда время оставляет нам сведений о жизни целого человека, и гении не исключение. Ян Вермеер в их числе: ни дневников, ни переписки, ни мемуаров и биографий. Нам достались лишь какие-то случайные и обрывочные сведения, оценки, векселя и множество легенд, точнее так-огромное множество легенд.
20 лет понадобилось тому самому журналисту, чтобы найти все картины мастера. Их оказалось всего 34.
В Голландии того времени живопись ценили. Традиция покупать картины была присуща не только бюргерам, но и обычным крестьянам (а это, надо сказать, вообще уникальная ситуация, чтобы картину можно было купить за 2-х недельное жалование служанки). Коллекции богатых людей исчислялись сотнями картин. А спрос, как известно, рождает предложение.
В 17 веке в маленькой Голландии было более 2 000 художников. Совершенно не удивительно, что за картинами великого голландца не уследили, и они разъехались по всему Старому свету.
У художника и его жены было 15 детей. Представляете какой гомон стоял в доме, а ведь мастерская его находилась на 2-м этаже, где он писал свои картины так, как будто вокруг полная тишина и только пение птиц.
Он передавал на своих полотнах спокойные и задумчивые моменты сцен из повседневной жизни: молочница наливает молоко в миску, женщина читает письмо.
В его работах нет страстей, эмоциональных жестов и выражений, в них есть настроение. И основные инструменты, которые он использовал для его передачи: перспектива, цвет и свет.
Его шуточно называют "непревзойденным мастером света из окна", и действительно, если мы посмотрим на его картины-то увидим, что во многих из них есть окно. Витражное окно его мастерской на чердаке дома.
Это невероятное мастерство: он изысканным образом выстраивает свето-тени на своих полотнах, подсвечивает предметы и моделей, расставляет акценты. Его картины будто светятся изнутри.
Один известный коллекционер, когда впервые увидел работы Вермеера, стал заглядывать за картину, в попытке обнаружить какой-нибудь осветительный прибор. Настолько манера голландца была необычной.
Забавно, но считается, что именно по картинам Вермеера первые видеооператоры учились выставлять свет. Не знаю насколько это достоверно, но такая вероятность есть.
Про Яна Вермеера нельзя сказать, что он был непризнанным гением. В Голландии его живопись ценилась, и стоила значительные суммы, которых хватало на содержание такой большой семьи. Он даже был избран руководителем Гильдии святого Луки(Объединение голландских художников).
Несмотря на свое положение, Вермеер стал жертвой экономического кризиса, случившегося после вторжения Франции. На фоне разрухи и неизвестности дорогие картины живописца стали никому не нужны.
Семья голодала, а Ян ничего не мог с этим поделать. Нервное напряжение сильно сказалось на его здоровье: он сильно заболел и вскоре умер. Он прожил всего 43 года.
Вдове художника пришлось распродать все его картины и собственную коллекцию других художников, чтобы прокормить семью.
Наверное вы заметили, что я ни слова не сказала о самой знаменитой его картине-Девушка с жемчужной сережкой. Оставила на десерт.
"Северная Мона Лиза"-так часто называют эту знаменитую картину. Она непохожа ни на одну из картин Вермеера. На ней нет стола, окна, ковров и покрывал-ничего, что могло бы отвлечь нас от главной героини этого полотна.
Кто она?Из какой страны?Из какого времени? Мы ничего не знаем о ней, но этот образ! Такой притягательный! Сияние кожи, мягкие блики на влажных губах, открытый взгляд.
Я не знаю ни одного человека, которому бы не нравилась эта картина.
А споры жемчужной сережке не утихают до сих пор. Кто-то говорит, что для натурального жемчуга она слишком велика, кто-то, что жемчуг по своей светоотражающей способности не может давать такой блик, кто-то считает, что серьга вовсе не жемчужная, а серебренная или стеклянная. Достоверно узнать кто же из исследователей прав невозможно, но интерес, который не утихает по отношению к творчеству Вермеера меня несказанно радует.
Тайны великих картин не разгадать, но расширять кругозор изучением работ прекрасных живописцев-достойное занятие.
В следующей статье я расскажу занимательные истории о 5 картинах Вермеера, которые нравятся мне больше всего. Поэтому следите за обновлениями!
Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Для меня это очень важно!
А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать, чтобы подписаться)
Ставьте 👍👍 и до новых встреч!