Воспитание самостоятельного ребенка является приоритетной воспитательной задачей каждого родителя.
Ещё с первых месяцев жизни, когда родители вымотаны бессоными ночами и непрерывным уходом за ребенком, они в тайне мечтают о том, чтобы их ребёнок скорее стал самостоятельным и ответственным, мог ухаживать за собой и дать уставшей маме хоть какую-то передышку.
Для детей самостоятельность — это способность:
- совершать действия без посторонней помощи (родителей, братьев, сестер);
- делать ежедневные дела без контроля взрослых;
- сознательно выполнить действие по просьбе родителей;
- сознательно принимать решения в незнакомой ситуации;
- осознанно действовать в непривычной среде;
- оценивать свои поступки, предвидеть результат;
- контролировать себя;
- применять уже известные способы решения задач и действия в незнакомой среде.
Как правило, родители, а точнее мамы, бояться дать ребёнку был самостоятельным. Поэтому, воспитание самостоятельности начинается слишком поздно и не имеет должной эффективности.
Существует ряд способов воспитания самостоятельности ребёнка с младенчества. Но тх применение будет эффективно только в том случае, если мама решит свои психологические проблемы: устранит постоянную тревожность за ребенка, страх, что везде поджидают опасности и произойдёт что-то страшное.
Способы воспитания самостоятельности
- Воспитание самостоятельности должны быть начато с пелёнок. Ребенку должно даваться право на своевременное и самостоятельное развитие: отбросьте все нормы, которые вам внушают-ребенок перевернется, сядет, встанет, поползет, пойдёт, возьмёт соску и откажется от нее тогда, когда сам этого захочет. Не принуждайте его делать то, к чему он ещё не готов. Это может нанести вред физическому и психическому здоровью малыша.
- Самостоятельный выбор игрушек. Дайте ребёнку право играть а те игрушки, в которые он желает. Посетите вместе магазин и дайте ему сделать выбор игрушки. При этом, необходимо отбросить стереотипы: мальчики должны играть в машинки, а девочки в куклы.
- Необходимо оценивать все проявления самостоятельности ребёнка, избегая перехода на личности. Оценка дается конкретному поступку, а не личности ребенка.
- Давайте ребёнку выбирать одежду, которую он хочет одеть на прогулку. Даже если выбор окажется "смешным" и "безвкусным" с вашей точки зрения, не отговаривайте ребёнка от него. Он должен получить ценный опыт и сделать выводы. Конечно, всё должно быть в разумных рамках. Если ребёнок зимой собирается надеть шорты, то ему надо объяснить, что эта одежда не подходить для данного воемени года и дать выбрать, что одеть из зимних вещей.
- Если малыш хочет все делать с вами, не отказывайте. А наоборо давайте ему выполнять различные домашние дела. Не ругайте, если он пропылесосит стол, уронит на пол тарелку в процессе мытья. Старайтесь максимально вовлекать малыша в домашние дела: уборку, приготовление еды, выбор продуктов, предметов быта.
- Никогда ничего не переделывайте за ребенка! Пусть самостоятельно исправляет свои ошибки.
- Придумайте ежедневное задание по досу, которое ребёнок должен выполнять.
- Берите ребенка с собой в общественные заведения:магазины, кафе, рестораны, поездки. Так, ребёнок научится вести себя в обществе и проявлять самостоятельность при социальном взаимодействии.
- Исключите слово "нельзя" из жизни ребёнка. Или хотя бы сведите его употребление к минимуму. Пусть пробует, совершает ошибки и снова пробует.
- Приучить ребенка с младенчества играть самостоятельно. Он должен усвоить, что взрослый тоже человек, со своими желаниями и потребностями и, иногда, эти потребности могут стать в приоритете над желаниями ребёнка. Пусть развлекает себя сам, пока мама занята домашними делами, кушает, купается и т. д.
- Приучите ребенка засыпать самостоятельно. Существует множество приёмов и методов приучения к ребенка к самостоятельному сну. Попробуйте, и у вас обязательно получится.
- Не помогайте ребенку в доставании погремушки в младенчестве или игрушки из под дивана в более позднем возрасте. Пусть сам справится с этой проблемой.
- Будьте "ленивой мамой". Ленивая мама не кормит ребенка, развлекая его всевозможными способами, не убирает за ним игрушки, не одевает и выделяет для себя личное время, в которое ребёнок не мешает маме заниматься собой или своими делами.