Найти тему
Ника и музеи

Васнецов: художник, подаривший миру Богатырей, Царевну-лягушку и ковер-самолет

Мы привыкли к тому, что художники конца 19 и начала 20 века-отчаянные новаторы и храбрецы, но Васнецов был другим. Крамской говорил о нем, что неуверенность в себе его ужасно портит. Несмотря на это Васнецов подарил русской живописи не только остро-социальные сюжеты, но и настоящую сказку, без которой герои русских былин никогда бы не стали столь узнаваемыми и аутентичными.

Сыну священика, маленькому Вите, путь лежал в духовную семинарию. Если бы однажды ссыльный художник Михал Андриолли не увидел в рисунках молодого Васнецова талант.

Ковер-самолет, 1880 год
Ковер-самолет, 1880 год

Поступая перый раз в Академию художеств он настолько растерялся в большом Петербурге, что даже не решился узнать результаты вступительных экзаменов. На следующий год, подавая документы повторно, обнаружил, что давно уже принят.

В Петербурге он знакомится с законодателями моды русской живописи-Передвижниками. Быстро подхватывает тенденцию остро-социальной живописи, а основным сюжетом его картин становится жизнь маленького человека из низов.

Под влиянием современников он создает одну из самых узнаваемых работ того периода "С квартиры на квартиру", где показывает все отчаяние и одиночество в глазах этих двух стариков, изгнанных со съемной квартиры и бредущих куда глаза глядят. Хватит ли им денег на съем нового жилья? Есть ли вообще какие-то деньги? Ведь все, что они нажили за свою жизнь поместилось в один лишь узелок.

С квартиры на квартиру, 1876 год
С квартиры на квартиру, 1876 год

Так называемая "критическая заостренность" присутствует во всех произведениях Васнецова того периода. Реализм, целью которого была демонстрация определенных противоречий в жизни общества. Его персонажи взывают к жалости и состраданию.

Получив признание, как художник бытового жанра Васнецов даже был замечен Павлом Третьяковым, что в те времена считалось серьезным достижением.

Передвижники рассчитывали, что он и дальше будет писать "униженных и оскорбленных", но сам художник чувствовал, что свое признание он еще не нашел.

Царевна-Лягушка, 1918 год
Царевна-Лягушка, 1918 год

История любви Виктора Васнецова и Александры Рязанцевой прекрасна, и стоит отдельного упоминания. Уставший от сырости Петербурга, Васнецов приехал погостить к семье в Вятку, сначала на лето, но все откладывал отъезд и откладывал. Виной всему была прекрасная молодая девушка, с которой он познакомился в вятском музее. Все, как гласит знаменитая французская пословица, если заметили что-то необычное в поведении мужчины-ищите женщину! Васнецов свою женщину нашел, родил с ней вместе 5-х детей и прожил полвека в любви.

Первый шаг в сторону своего призвания был сделан в 1880 году, когда он, вдохновленный "Слово о полку Игореве" написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами»

«После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 год
«После побоища Игоря Святославича с половцами», 1880 год

Сказать, что работу приняли холодно-ничего не сказать. Академики и передвижники в кое-то веки сошлись во мнении, во мнении, что работа никуда не годится. И только учитель художника, Павел Чистяков, поддержал его, посчитав, что он отлично передал этот далекий и самобытный русский дух.

Именно это русский дух и станет визитной карточкой картин Васнецова. Он не просто перенес сюжеты русских сказок на холст, он сделал это так фундаментально и мощно, что назвать иллюстрациями его картины язык не поворачивается.

Меняются политические строи, мода на художественные направления, социальные темы, а Аленушка, Иван-Царевич, Царевна-Лягушка, Кощей и Баба-Яга остаются.

Витязь на распутье, 1882 год
Витязь на распутье, 1882 год

Почему Васнецов решил писать сказочные сюжеты?

Смею предположить, что задачи писать именно такие сюжеты не было. Это был душевный порыв. Как позже объяснял сам художник, это была попытка отдать дань русскому народу, выразить таким образом благодарность мужеству и самоотверженности. Русский дух-это когда перед силами природы и врага человек мог один выстоять и неусомниться или испугаться.

Богатыри, 1898 год
Богатыри, 1898 год

В картине "Богатыри" образы Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича прекрасно узнаваемы, но они здесь изображены скорее не как герои русских былин, а как олицетворение силы русского духа и созидательной силы. За спинами их земля, которая может спасть спокойно, пока у нее есть такие защитники.

И если Богатыри по мнению самого Васнецова были самой важной его картиной, то самой любимой была "Аленушка". Ее образ, безусловно, узнаваем.

Аленушка, 1881
Аленушка, 1881

Еще я хочу рассказать о цикле Васнецова «Поэма семи сказок» потому что это великолепные работы, о которых обязательно нужно знать, но заслуживают они отдельной статьи, поэтому напишу о них завтра.

А сейчас я бы хотела рассказать Вам о выставке, которая проходит в Москве. Как раз после ее посещения я решила написать статью о Васнецове.

Выставка называется "Русская сказка. От Васнецова и до сих пор" проходит она в Новой Третьяковке на Крымском валу.

Картина "Иван Царевич на Сером Волке" в декорациях выставки
Картина "Иван Царевич на Сером Волке" в декорациях выставки

Сама выставка представляет собой симбиоз диджитал-арта и традиционного искусства. В основе,конечно же, картины Васнецова. И многие из картин, иллюстрирующих эту статью, сейчас можно увидеть в одном месте.

Залы разделены тематически: Подводный мир, Сказочный лес и Подземное царство. Декорации соответствующие и очень масштабные.

Мой сын решил попозировать, как медведь.
Мой сын решил попозировать, как медведь.

К основным персонажам, вокруг которых идёт повествование есть пояснения-кто такой, чем знаменит и что от него можно ждать. Вот что можно ждать от Лешего? Я никогда об этом не задумывалась, но ведь это значимый собирательный образ русских сказок. В пояснениях все описано.

Это прекрасная возможность не только насладиться работами Васнецова, но и приобщить детей к искусству. Мой 5-летний сын был в полном восторге, хотя музейный опыт у него очень большой для ребенка (вожу его с собой постоянно).

Картина "Царевна-Лягушка" в декорациях
Картина "Царевна-Лягушка" в декорациях

В общем, очень советую! И буду очень рада, если напишете потом свои впечатления в комментариях. Выставка идет до 13 сентября 2020 года.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Мне очень приятно!

А тем, кто хочет узнавать новое об искусстве, художниках и интересных выставках, я предлагаю подписаться на мой канал (нажать, чтобы подписаться)

Ставьте 👍👍 и до новых встреч!