Как в послевоенном СССР появлялись автомобили у рядовых граждан? Да, машины не покупали, ими награждали за подвиг или успех на работе. А в лотерее можно было выиграть даже легендарный ЗИС- 101, на котором ездил великий вождь. Его лимузин, к слову, совсем не наш- копия американского Buick-32.
С началом войны весь транспорт был изъят и отправлен на фронт или под нужды тыла. После победы над фашизмом около 50 тысяч легковых немецких автомобилей были направлены в страну советов в качестве трофеев.
С запуском производства "москвичей" у населения появился шанс приобрести собственное авто за 8 тысяч рублей. Время шло, машины делали медленно и на "Победы" с "Москвичами" образовалась очередь, в то время как "ЗИМы" никто не покупал - дорого.
В 60-е годы очереди достигли такого уровня, что люди, записавшиеся на москвич в 56 году, получали желанное лишь в 59. А Волгу ждали аж 7 лет! Только вдумайтесь, почти десятилетия ждёшь машину- кошмар!
Не для всех
Грузовые автомобили, пикапы, фургоны- всем этим было запрещено владеть обычным гражданам. Машины "не для продажи" использовали предприятия и прочие государственные службы. Эта же участь постигла так называемые "инвалидки" и мотоколяски, их СССР выдавал инвалидам совершенно бесплатно на 5 лет .
Поздний СССР
Итак, вернёмся к очередям. Именно из-за них реальная цена автомобиля была выше государственной в несколько раз, однако продавать личный транспорт было нельзя - только стране через комиссионные магазины, которые оценивали машину исходя из износа. Поэтому люди пользовались ею десятилетиями, продавать другому - риск быть схваченным доблестной милицией.
Ситуация начала меняться в 70-х, когда продажи стали расти. Тогда ГАЗ и ижевский завод запустили производство. На тот момент очереди достигли таких масштабов, что получит машину можно было только лет через 10. Решение придумали быстро: автомобили стали продавать через производственные предприятии, которые распределяли машины через своих сотрудников.
В первой половине 80-х годов некоторые автомобили появились в свободной продаже, из-за снижения экспорта и увеличения темпов производства.
Новое хобби
Очень популярна стала торговля вышедшем из употребления транспортом по реальной цене . Естественно, это было, по большей части, металлолом, но для человека, желающего получить замену своим двоим и общественному транспорту, и располагающему временем для различных ремонтных работ- то, что надо!
С конца 80-х и до развала СССР автомобилей практически не было: скажем спасибо инфляции; зато любой желающий мог приобрести старенькие грузовики и автобусы.
А вот чем мог похвастаться рынок, так это мотоциклами, с ними дела шли намного лучше. Кроме тяжёлых с коляской, и Чехословацких Jawa, можно было свободно купить практически любую модель.
Как итог, можем сказать, что купить новую машину было практически невозможно, конечно, если вы не принадлежали к высшей партийной элите.