Найти тему
Magnumspot

Научное видение ее Величества Прокрастинации

Дословным перевод слова прокрастинация – это «на завтра», от латинского «pro» -на и «crastinus» - завтра.

В отечественной и зарубежной психологии прокрастинация трактуется как сознательное откладывание выполнения намеченных действий, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы. Прокрастинатор медлит до последнего момента с выполнением дела, обычно это необходимость выполнения неприятной или сложной задачи. При этом в работах разных авторов прослеживаются разные нюансы в понимании явления. Например, К.Лэй описывает прокрастинацию как откладывание запланированных дел, но добровольное и иррациональное; а П.Стиллу прокрастинация видится лишь как способ избегания выполнения дел, вызывающих отвращение. Прокрастинатор концентрируется на второстепенных и незначительных делах или развлечениях вместо того, чтобы начать выполнять самое важное.

Прокрастинатор всегда осознает, что промедление в выполнении задания вызовет негативные последстия; это вызывает у него эмоциональный дискомфорт, который в свою очередь отличает прокрастинатора от ленивца по словам Е.Л.Михайловой.

Заинтересованность в успешном выполнении задачи, неравнодушие к результату – это то, что испытает прокрастинатор, но не тот, кто просто проявляет лень.

М.А. Киселева выделяет следующие особенности мотивационно-волевой сферы прокрастинатора: дискретность волевого акта, «зазор» между постановкой цели и действием, мотивационная неготовность к решению сложных задач, из-за чего процесс планирования растягивается.

Также прокрастинация может быть хронической и вызываться либо скрытым психологическим, либо физическим недугом. Есть люди, способные продуктивно и активно работать лишь в условиях с жесткими временными рамками, а коэффициент их полезной деятельности приходится на последний срок перед наступлением крайнего срока.

Одним из основных признаков прокрастинации можно считать отсутствие продуктивности в выполняемой деятельности прокрастинатора, суммируя это с постоянным откладыванием дел на потом, даже если эти дела важны и полезны.

Прокрастинация может рассматриваться как эмоциональное выражение реакции на деятельность, которую необходимо выполнить по каким либо причинам.

Прокрастинация может негативно влиять на человека, и не только на успешность выполнения дел, но и на его самооценку.

Ученые выделяют активных и пассивных прокрастинаторов. Их различие заключается в том, что активные прокрастинаторы стремятся к увелечению напряжения перед дедлайном.

Откладывая дела до последнего момента прокрастинаторы получают максимизацию психических процессов и концентрацию, иными словами, они стремятся к полной мобилизация путем максимального приближения к крайнему сроку.

Исследования Гарриот и Феррари в 1996 году показали на то, что с возрастом прокрастинация имеет тенденцию снижаться, это может быть связано с выработкой некоторых ограничителей.

По мнению Соломона и Ротблюма люди из академической среды часто отталкивают задачи, которые кажутся им неприятными. Они предпочитают краткосрочную деятельность долгосрочной, которая воспринимается ими как более стоящая. По исследованиям Феррари можно заключить, что такое поведение может рассматриваться как избегания ответственности, тревоги, связанной с обучением, и общим напряжением.

Как утверждают Эллис и Кнаус, прокрастинация также может быть рассмотрена как результат когнитивных нарушений. Эти нарушения не связаны с уровнем интеллекта или умственными способностями, при этом в 1982 году Эйткен заметил у прокрастинаторов сложности в восприятии и адекватной оценке времени.

Говоря об эмоциональном компоненте прокрастинации, нужно заметить взаимосвязь, выявленную в ходе исследований:

1) со страхом неудачи;

2) с импульсивностью.

У прокрастинаторов часто преобладают установки перфекционистов, они распространяются на все сферы жизнедеятельности. Эти установки могут свидетельствовать об иррациональных убеждениях личности, что в свою очередь выражается в страхе успеха или неудачи. Такие страхи могут провоцировать возникновение невротических реакций на ситуации жизни. По замечаниям Эфферта и Феррари такие люди могут проявлять застенчивость на публике, а также, у них проявляется высокий уровень самокритики.

С другой стороны существуют импульсивные прокрастинаторы, у которых часто возникают сложности с улавливанием и оценкой сигналов, которые поступают из окружающей среды. Эти люди не склонны откладывать удовлетворение собственных потребностей, у них наблюдаются трудности с самоконтролем. Аронсон и Гилберт отмечают характерную для таких индивидов борьбу с авторитарными стилями взаимодействия. Эта борьба вызвана протестом против внешних требований.

Две рассмотренные модели поведения не противопоставлены друг другу, отдельные черты из обеих моделей могут сочетаться в одном индивиде.

Некоторые авторы также предлагают и 4 компонент, входящий в феномен прокрастинации – подсознательный. Бирнер говорит о том, что проявление прокрастинации может свидетельствовать о наличии глубинных внутриличностных проблемах, конфликтах. Прокрастинатор может бессознательно оттягивать момент начала работы, имеющей для него какое-либо символическое значение. Феррари и Оливетти отмечают, что иногда деятельность может ярко ассоциироваться у человека с конфликтами из прошлого, когда они уже расцениваются как угроза. Чаще всего такие конфликты связаны с родительскими фигурами. А Ван дер Колк сделал вывод о том, что детские травмы, связанные со стилями воспитания от авторитарного к попустительскому, могут приводить к феномену прокрастинации. Так как прокрастинаторы гиперчувствительны к тому, каких оценят авторитарные фигуры, они пытаются оттянуть выполнение определенной задачи.

При рассмотрении проявления прокрастинации у студентов, можно заметить, что они использую прокрастинацию в качестве копинг-стратегии, ориентированную на избегание. Это и ведет к активному откладыванию деятельности, актуализирует пассивное поведение, обуславливающее избегание неприятных мыслей. Личностной чертой таких студентов является избегание всех сомнительных ситуаций, так что прокрастинация выступает в роли вспомогательного приема для самосохранения.