Найти в Дзене
ArchaeologNews

Подводная археология в Севастополе

В «Херсонесе Таврическом» с 2012 года работает отдел подводной археологии, которым заведует Андрей Букатов. Тема исследований: «Гавани Херсонеса. Интенсивность использования бухт Гераклейского полуострова в качестве гаваней Херсонеса».

Вся жизнь Андрея Букатова так или иначе связана с морем. Он жил неподалеку от Херсонеса и с друзьями они часто бегали сюда купаться. Позже он увлекся археологией, и принимал участие в экспедициях.

— По первому образованию я математик, занимался теорией волн. Работал в Морском гидрофизическом институте. С 2008 года участвовал в подводных археологических исследованиях, – отметил Букатов.

Подводные раскопки на территории Херсонеса начали проводить еще в 30-х годах прошлого века, однако технологии тогда не позволяли добиться нужных результатов. Затем исследования возобновили в 60-х годах.

Подводным археологам обязательно уметь нырять с аквалангом. Однако они не все профессиональные водолазы, так как специфические навыки требуются относительно редко. Всего в отделе два постоянных сотрудника. Помогают и другие работники музея-заповедника – реставраторы, специалисты отдела междисциплинарных исследований.

Как вести раскопки под водой

Море – среда специфическая. В соленой воде и металл, и керамика разрушаются быстрее. В прибрежных районах волны быстрее заносят песком лежащие на дне древности.

Вместо привычных кирки, лопаты и кисточки подводные археологи используют водяную помпу. Напором воды они аккуратно, слой за слоем убирают песок и мелкие камни. Для того, чтобы определить место раскопок, специалисты используют метод гидролокации, магнитную съемку, профилографы. Специальные приборы позволяют обнаружить, например, древнюю амфору, занесенную слоями песка и ила.

— Мы работаем в городских бухтах, поэтому нырять глубже 15-20 метров не приходится. А в Карантинной бухте, например, мы проводим исследования у берега, на глубине до двух метров, – рассказывает Букатов.

Применяют археологи и аэрофотосъемку – с появлением недорогих квадрокоптеров делать это намного проще. Вода в Карантинной бухте иногда достаточно прозрачная, и с воздуха археологи заметили любопытный объект.

— У западного берега бухты, недалеко от обнаруженной еще в 60-е годы «ромбовидной башни» мы увидели под водой тридцатиметровый вал. Возможно, это также часть оборонительной стены. В этом году мы изучим находку подробней, – отметил археолог.

Когда-то весь древний Херсонес был обнесен крепостной стеной, в том числе, со стороны моря. Сегодня от нее остались лишь небольшие фрагменты, большая часть уничтожена наступающим морем.

— Город Херсонес существовал без малого 2 тысячи лет, за это время очертания берега менялись, люди обустраивали порт, возводили оборонительные сооружения, переносили их, – рассказывает Букатов.

Плодотворный год

В 2019 году подводные археологи нашли массу древних предметов. На дне Карантинной бухты, например, когда-то находилась гончарная мастерская, где делали амфоры.

Старинную посуду, правда, уже 19 века, обнаружили археологи и на дне бухты Казачья. Причем не только глиняные миски, а фаянс и дорогой по тем временам фарфор.

— Посуда относится к периоду Крымской войны. В то время в бухте Казачья стояли военные и коммерческие суда. Кроме того, некоторые военные постоянно жили на кораблях, это удобней, чем в палатке на берегу. А предметы обихода, которые бились или ломались, летели за борт, – отметил специалист. Кроме того, за борт часто выбрасывали и поврежденные при морском переходе имущество камбуза и груз…

Теперь находки украшают экспозиции временных выставок, посвященных периоду Крымской войны.

Многие севастопольцы и туристы любят отдыхать с детьми на пляже «Омега», но даже и не догадываются, что прямо посреди бухты расположена отмель, а на ней, возможно, находятся остатки древних строений. Кстати, в датировке ученым помогают найденные здесь обломки керамики, в основном датируемые 2-3 и 9-10 веками.

Было ли это усадьба древних херсонеситов, башня или какое-то другое строение? Ученым еще предстоит ответить на этот вопрос.

В 2020 году, из-за пандемии коронавируса, исследования морского дна пришлось немного отложить, «открытый лист» – разрешение на проведение работ, археологи получили только с 6 июля.

Но поскольку погода стоит теплая, а в гидрокостюмах работать можно до ноября, специалисты полны оптимизма. И фундаменты в Карантинной бухте изучат, и раскопки на загадочной отметил в Омеге проведут.

«Черные дайверы»

— Знаете, дайверы, как и все остальные люди, по цветам не делятся, - шутит Андрей Букатов. – Все любители подводного плавания – люди увлеченные, лично мне чаще встречались те, кто хотел помочь.

Так, именно дайверы подсказали археологам, где в бухте Матюшенко искать скопление древней керамики. Каждый год помогать археологам в подводных исследованиях приезжают дайверы –волонтеры из Москвы.

Да и найти что-либо ценное на дне морском не так просто, как на суше – нужно и оборудование, и приборы, и специальные навыки.

— Бывает, человек даже с добрыми намерениями, нашел что-то на дне и нам приносит. Однажды так иллюминатор принесли. Но этого делать нельзя, предмет теряет археологический контекст, непонятно, как он лежал и где. В воде же практически нет ориентиров, – отмечает Букатов.

Искатели подводных кладов в Севастополе не встречаются – сундуков с золотыми пиастрами и сокровищами у городских берегов нет. Да и опасно – далеко не все боеприпасы времен Великой Отечественной войны со дна подняли. Но Андрей Букатов уверен – настоящее сокровище – это информация, которую хранят предметы старины.

Археологу и маленький черепок расскажет, кто и как жил на древних берегах Севастополя, с кем торговали, а с кем воевали херсонеситы, как изменялся уровень моря в течение многих веков, и чего нам ждать от него в дальнейшем.