В людях всегда теплится надежда, что будущее будет лучше, светлее, добрее... Фантасты пишут произведения о полетах на Марс и к Альфе Центавре; художники рисуют удивительные пейзажи далеких планет и не менее удивительных жителей; композиторы создают целые технооперы; кинорежиссеры снимают невероятные по эпичности фильмы о том, как один герой Homo sapiens спасает всю планету; архитекторы рисуют здания воздушных форм, снабженные солнечными батареями... и так далее. В конце 19 столетия люди мечтали о будущем, представляя его в мельчайших подробностях. Какие-то фантазии воплотились в жизнь, какие-то остались на бумаге.
Безусловно, в литературе конца 19 начала 20 веков, люди выглядели в соответствии со своим временем: курили трубки, носили шляпы и костюмы-тройки, читали свежую прессу. Практически не было упоминаний о средствах связи в будущем, но летали герои, летали города, имелись преобразователи природы и волшебные пилюли, утоляющие голод.
Практически до середины прошлого века научно-фантастическая литература и изображения выглядят наивными и более фантазийными, чем аналитическими. Мы не видим новых изобретений, а скорее усовершенствованные, наделенные особыми свойствами имеющиеся технологии.
А. Робида в начале своей карьеры рисовал фантастические иллюстрации, а в 80-х годах написал несколько романов о 20 веке. Его называют одним из основателей стимпанка или дизельпанка. Он грезил научно-техническим прогрессом, возлагал на него огромные надежды, но после Первой мировой испытал кризис, после которого перестал рисовать.
Любопытно, что в своих произведениях Робида предсказал "эмансипацию", гражданский брак, пробки на дорогах и распространенный туризм.
Вспомним и еще об одном характерном представителе футуризма 19 столетия - Жане-Марке Коте. В 1899 г. он нарисовал иллюстрации, отображающие его видение 2000 года. Он представлял видеоконференции, роботов-уборщиков, подводные общепиты и даже молекулярную кухню. В виде открыток данные изображения были распространены на Всемирной выставке в 1900 году. Позже их использовал писатель Айзек Азимов в своем произведении, посвященном ретрофутуризму.
Продолжение следует...
Юлия Лучистая