Найти тему
Ренат Батыров

Как я создал первый в России частный технопарк

Я тут после установки MAC OS Catalina (точнее, ради повторной переустановки) немного поразбирал старые файлы на компе. Нашлось много интересного: старые презентации, проекты технопарка «Фабрика», рабочая переписка, проекты разных документов. Изучая это всё, я многое переосмысливал, планировал, подводил итоги (в феврале исполнилось шесть лет моей работе в «Сколково») и решил поделиться с вами основными выводами в цикле постов под тегом #кухнятехнопарка

Сразу предупреждаю, тексты будут длинные, со временем они, может, станут основной для книги (а может и не станут), но будет много всего интересного. Начать решил c затакта: истории «Фабрики», потому что многие подписчики со мной недавно и всей моей истории не знают.

В один прекрасный день в начале 2000-х (в 2003, кажется) на меня вышли риэлторы с предложением выкупить помещение на старой астраханской швейной фабрике. Моему тогдашнему бизнесу, компании «Пилот», надо было где-то размещаться. Географически район был удобный, но сама фабрика… Осмотр места подтвердил худшие опасения. Окон нет, туалет, как в самом загаженном старом вокзале в начале 90-х, запах ужасный, отопления нет — вообще ничего нет, территория неблагоустроенная, отовсюду течет. Зато стоило недорого: всего 6000 рублей за квадратный метр. Для начала надо было выкупить лот размером 250 квадратных метров, то есть предстояло найти полтора миллиона рублей. Ну и в ремонт вложить ещё примерно столько же: туалеты, окна, кондиционеры…

Решение принял, как обычно, без колебаний. Денег не было, все в оборотке, растущий дистрибьюторский бизнес все всасывал обратно, но когда это меня останавливало? Обошёл партнёров, друзей, клиентов с обещанием вернуть в течение года. Все дали под честное слово, без залогов, без гарантий (и, забегая вперёд, всем вернул в срок, некоторым — с процентами).

Поначалу всю прибыль от старого бизнеса направлял на ремонт, но сразу всё сделать, конечно, не удалось. Первую зиму — сотрудники «Пилота» тех лет не дадут соврать — прожили примерно так: на окнах целлофановая пленка, по краям обогреватели. Поскольку в половине офиса шел ремонт, пришлось офис спрессовать в 125м² (а раньше мы занимали 600м² в аренде) тут бухгалтерия, тут инженеры, тут директор, тут компьютеры собирают, тут склад. Так и существовали. Потом сделали ремонт в другой половине и переехали туда, стало чуть комфортнее.

Ремонтно-хозяйственная деятельность длилась годами, приводили в порядок одни помещения, докупали другие и по новой. О технопарке в тот момент мыслей не было, просто хотел сдавать в аренду помещения и офисы, получать свои $10 000 в месяц, выйти досрочно на пенсию, потому что трудно было представить, что нормальный человек в Астрахани может ухитриться потратить больше десятки зелени в месяц.

Мог ли я представить тогда, что со временем это будет уже далеко не «десятка», а технопарки станут делом всей моей жизни?

Что мы сделали и как все это выглядело раньше
Что мы сделали и как все это выглядело раньше

Идея IT-парка появилась постепенно. Ещё когда получал MBA в 2002-м, думал о том, что рядом с коллегами бизнес лучше дышит. Поэтому решил: пусть рядом с «Пилотом» будут дружественные компании из смежных областей: аудиторы, IT-компании, маркетологи, рекламные агентства. Тогда будет шанс, что у арендаторов случится синергия и можно будет придумать что-то совместное, привлекая клиентов друг другу.

Стал смотреть на лучшие практики, съездил в Казань глянуть свежесозданный IT-парк, вскоре после этого впервые побывал в Долине, увидел, как там всё устроено, почувствовал, что у хорошего технопарка есть много статей дохода, помимо квадратных метров. Ещё понял разницу между государственным и частным финансированием и решил у нас делать на свои деньги.

Финдиректор был против, сказал: не окупится ближайшие 242 года, но других инвестиционных вариантов не было, а сидеть на кэше не хотелось. И я начал выкупать оставшиеся части здания. Сначала легко, но чем ближе к концу, тем дороже и сложнее: было много разных собственников. Был удобный момент для того, чтобы избавиться от некоторых других бизнесов — частей «Пилота». И все равно нескольких десятков миллионов на довыкуп, ремонт и операционные расходы не хватало.

Впрочем, спрос на аренду рос, и я продолжил выкупать и ремонтировать уже на заёмные средства. В этот же период началось первое в моей жизни взаимодействие с институтом развития: Российской венчурной компанией (РВК).

Возвращаясь с одной из регат, встретил в рейсе на Астрахань знакомого и стал рассказывать, откуда лечу и зачем. Сосед по ряду заинтересовался разговором, тоже бывал раз на регате. Познакомились, разговорились. Оказалось, что его зовут Олег Цыганов, а работает он в РВК. Я рассказал про IT-парк, про то, что не знаю, где взять оставшиеся деньги, а Олег рассказал про Инфрафонд РВК, посоветовал сходить, посмотреть. Я сходил (без особой надежды), и все срослось. РВК в результате очень сильно помогли. Без них я бы точно не осилил такой проект.

Кстати, в прошлом году «Фабрика» окончательно рассчиталась с РВК.
Так вот цепочка случайностей и принятых решений привела меня на тернистую дорожку в только-только зарождавшуюся отрасль. Случайно купил офис, случайно решил сдавать его IT-компаниям, случайно попали в рынок, случайно продал бизнес на пике, случайно сел в самолёт на соседние кресла с парнем из РВК. А он случайно оказался яхтсменом, подслушавшим наш разговор...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц