Наша девяностолетняя старушка просто огонь! Она уходит из дома. Все хочет делать сама, от покупок в магазине до оплаты коммунальных услуг. Все бы ничего. Но она совсем не знает нашего района. Мы забрали ее к себе всего полгода назад. Она жила в другом городе. И совершенно не ориентируется на новом месте.
Каждый ее уход из дома стресс для всей семьи. Мы беспокоимся за нее, но она нас не хочет слышать. Считает, что мы ее жалеем, а это ее убивает. Бабушка всегда была такой. Подвижной, независимой, упрямой, самостоятельной, напористой.
Когда мы ее забирали - она упиралась. Говорила, что сама справляется. Но ей 89 лет, она подслеповата, хромает из-за больной ноги, ей тяжело готовить, убирать, стирать ... Эти аргументы она отвергает, потому, что раньше справлялась и сейчас все может делать сама. Ее мнение мы тогда не услышали, и все равно забрали бабушку к себе. Считали, так правильно.
А теперь видим, как ей с нами тяжело.
Она не хочет принимать никакую помощь. Считает, что мы приносим ей бездействие. Значит, если она ляжет и не будет заботиться о себе и о нас - она больше не поднимется. И умрет.
Заботы о ней - ей в тягость, потому что лишает ее сил, а главное, необходимости подниматься каждый день с постели.
Мы считали, что мы хорошие люди. Бабушку окружали своим вниманием, чтобы она ни в чем не нуждалась. Помогали ей прожить спокойно и без забот.
Теперь мы видим, как ошиблись.
Бабушка суетилась по дому и пыталась везде встрять словом или действием. Когда мы уходили на работу, а дети в школу, мы закрывали двери, чтобы бабушка не ушла на улицу. Она находила ключи и ходила на улицу самостоятельно. Искала магазины, почту, говорила, что потерялась и спрашивала у соседей, где она точно живет. Соседи перезванивали. Приходилось все бросать и искать бабушку по улицам. Прятать от нее ключи - получить порцию проклятий на голову. Она ругается, потому что считает, что мы сделали ее узницей в своей квартире. Привезли её сюда охранять свои хоромы от воров и грабителей.
Наша бабушка хочет жить одна. И не нуждается в нашей заботе. Даже наш усиленный уход за ней, специально приготовленная еда и отдельная комната ее совсем не радует. Она хочет жить там, где привыкла, и как привыкла.
Я чувствую вину и усталость. Мы взяли бабушку домой, чтобы отдать ей то время и заботу, которые она посвятила нам. А оказалось, что она не нуждается в возвращении долгов и ей не хочется быть никому в тягость.
Однажды бабушка сказала мне.
Если бы ты знала, как сложно мириться с собственной немощью. Я провела много времени в одиночестве и много думала о том, как сохранить себя в сознании и движении. Так вышло, что я живу долго. Это не значит, что лягу на чужие руки. Все, что я хочу - жить одна. Отвези меня домой. Там мои стены, мои вещи, мои подруги, там я принадлежу себе. Заботы о себе помогут мне поддерживать в моем теле упрямый дух.
Как теперь быть? - Продолжила свою историю женщина. Бабушка злится и ругается на меня, просится обратно к себе домой. Я ее понимаю. Но мне придется смириться с тем, что я плохой человек, бросила родную бабулю одну. Я боюсь потерять ее, она может уйти не попрощавшись с нами. Совсем одна. Это не по-человечески.
Эта бабушка не уникальный случай. Многие старики сохраняют сознание и способность самостоятельно ухаживать за собой. Они вполне осмысленно принимают решение до конца своей жизни оставаться в форме. Характер нашей героини формировался годами, устоялся и ломаться не будет. Сохраненное сознание и ежедневная работа над собой, позволяет ей поддерживать себя в порядке.
Бабушка, по рассказам моей клиентки, человек сильной и своевольной породы людей. Она никогда не сдавалась. И не увлекалась тем, чтобы перекладывать свои проблемы на чужие плечи. Инфантильность мне не к лицу, часто говорила женщина. И терпеть не могла тех, кто жил за чужой счет и проявлял неспособность мыслить и действовать. Ее требовательность к себе была настолько высокой, что приняв решение каждый день начинать с утренней разминки, она начала тренироваться и не пропустила ни одного занятия в течении последних 20 лет. Это дает ей возможность сохранять подвижность и силу. И это только одна черта, которая показывает ее решимость.
Через некоторое время женщина сообщила, что бабушку отвезла обратно. Старушка убедила родных, что справится со всеми заботами о себе самостоятельно. Когда ее везли обратно, бабушка напевала песенки и смеялась.
Но родственники взяли с нее слово, что она будет звонить им каждый день. По домашнему телефону. К мобильному она так и не привыкла.