Написать рассказ побудил видеоролик девушки в соцсетях. Катя повествовала, что приобрела цифровое пианино и исполнила произведение, которое не играла лет семь. Это была довольно известная мелодия из кинофильма "Реквием по мечте". Неплохо так сыграла, будто и не было этих семи лет. Катя закончила музыкальную школу, но во время учебы занималась из под палки, а вот после окончания начала играть взахлеб. Спустя некоторое время семье Кати пришлось переехать в другой город, но инструмент перевозить не стали. Так несколько лет девушка жила без инструмента, пока не приобрела пианино...
Пока смотрела видеоролик, глаза стали влажными. И знаете, почему? Нахлынули воспоминания о моем музыкальном прошлом. Поведаю Вам, дорогие читатели, о реальных фактах своего советского детства конца 80-х - начала 90-х годов.
В 7-8 лет мама решила отдать меня куда-нибудь заниматься творчеством. Не смотря на то, что во мне видели артистический талант, потому что я неустанно изображала балет перед телевизором во время музыкальных передач, в танцевальный коллектив меня не приняли. Не знаю, может отсутствие чувства ритма подкачало во время просмотра, но я уверена, что виной всему были новые колготки, которые были явно велики на пару размеров, и именно они помешали мне правильно выполнять танцевальные па. В музыкальную школу № 1 меня тоже не приняли, как уже оказалось не из-за колготок, а именно из-за отсутствия слуха и чувства ритма.
Чем больше тебе отказывают, запрещают, тем больше хочется этим заниматься. На мое счастье, открывалась новая музыкальная школа, в которую я попала на прослушивание. Чудесным образом я его прошла и была зачислена по классу фортепиано. Наверное, брали всех желающих, так как не рассчитывали, что наберут нужное количество учеников.
Отдельного рассказа заслуживает расположение классов для занятий в музыкальной школе. Кабинет директора, по совместительству преподавателя фортепиано, находился в подсобке за киноэкраном актового зала общеобразовательной школы. Кабинеты преподавателей игры на инструментах располагались в здании действующего бассейна при школе, урок сольфеджио проходил в подсобном помещении школьной теплицы. Через пару лет для школы город выделил помещения с двух торцов жилого пятиэтажного дома.
В первый год инструмента у меня не было, приходилось ходить заниматься домой к знакомым семьи. Естественно это было не очень удобно. Покупать пианино сразу не стали, так как вдруг девочка бросит, не захочет учиться, да и денег особо не было. На второй год обучения взяли инструмент на прокат. В то время брать что-то на прокат было распространено. Брали все, начиная с лыжных палок, заканчивая крупной бытовой техникой и музыкальными инструментами. С пианино в прокате была напряженка, поэтому наша семья стояла в очереди, пока кто-нибудь не вернет инструмент обратно в прокат за ненадобностью.
Трудно описать безудержный восторг, когда пианино появилось у меня дома. Я была самым счастливый ребенком на всей планете. Называлось пианино Вятка. Цвета горького шоколада, полированное, в него можно было смотреться, как в зеркало. Были и недостатки - это отбитый угол слева от клавиатуры, образовавшийся при очередном переезде, и то, что пыль на него садилась моментально. Владельцем проката был муж маминой подруги. Возможно поэтому, а может уже и срок использования инструмента подошел к концу, но позже пианино было списано и продано нам по сходной цене.
Учиться мне нравилось. Трудности вызывало сольфеджио. Слуха не было, а на уроках часто писали музыкальные диктанты, которые я успешно списывала с других прилежных учениц, да и учитель закрывала на это глаза. Хор, уроки фортепиано, ансамбль, музыкальная литература мне очень нравились. Играть на фортепиано мне нравилось и получалось больше всего. Педагоги отмечали на контрольных уроках и Академических концертах, это одна из форм зачета в музыкальной школе, мою эмоциональную игру. Правда, когда я играла, забывала, что происходит вокруг, эмоции отражались в виде мимики на лице, в движениях корпуса, в задержке кистей рук над клавиатурой. Мне ставили хорошие оценки, не смотря на то, что лень присутствовала в моей жизни.
В музыкальной школе существовала своя собственная система оценок. Тебе могли поставить за урок или академический концерт пять с минусом или четыре с плюсом. Здесь уточню, что это совершенно разные оценки, естественно пять с минусом лучше, чем четыре с плюсом. Не буду вдаваться в подробности, но влияли на это нюансы, понятные только преподавателям и ученикам.
Часто мы выступали с концертами в детских садах, школах и даже ездили с выступлениями по деревенским клубам. Делалось это для популяризации музыкального образования среди детей и для тренировки выступлений на публике, чтобы со временем учащиеся научились справляться с волнением перед выступлениями, перестали бояться сцены. За семь лет учебы я так с этим и не научилась справляться. Каждый раз волнение переполняло, учащалось сердцебиение, дрожали пальцы, болел живот.
Мама...
Самым благодарным и трогательным моим слушателем была мама. Даже в самом начале учебы, когда я только начинала разучивать простые мелодии, всегда присутствовала ее похвала, умиление, неподдельная радость. Мамины эмоции и поддержка придавали уверенности, что у меня хорошо получается, мотивировали радовать своими успехами еще больше. Мама с удовольствием посещала все отчетные концерты и была безмерно мною горда.
Часто мама говорила: "Прошу тебя, чтобы не случилось, не бросай музыку". Именно эти слова, сыграли в один момент решающую роль... Так случилось, когда мне было 13 лет, моего самого ценного слушателя не стало... мама умерла. Учебный год я закончила, но вот летом я ни разу не села за инструмент, не выучила и не разобрала ни одного музыкального произведения, заданного на лето. Я очень сильно переживала утрату мамы. Не хотелось ничего делать. Возможно еще и подростковый возраст дал о себе знать. Все вокруг гуляют, на улице прекрасная погода, а тебе нужно заниматься музыкой.
Одно, другое. В общем, первого сентября в музыкалку на сборы я не пошла, попросила подругу передать учительнице, что заниматься больше не буду, так как ничего не выучила. Учительница передала, что не важно, что не выучила и чтоб я обязательно возвращалась, что вместе мы все разберем и выучим в течение четверти. Поддержка педагога. Мамины наставления. Все это сыграло свою роль - я продолжила учиться, ведь оставалось два года.
Немного о преподавателях. Это были в большинстве своем милейшие женщины, утонченные, духовно образованные, вкладывавшие в тебя всю свою душу. Вспоминаю их с огромное благодарностью, даже тех, кто мог иногда и накричать, и влепить двойку, и выгнать с урока. Значит заслуживала, за невыученное.
Школу я закончила, получила свидетельство об окончании. Я гордилась собой, что тогда не бросила. Знаю, что многие, кто так поступил, в последствии очень жалели. Пусть я не связала свою жизнь с музыкой, не продолжила музыкальное образование. Но учеба в музыкальной школе обогатила меня духовно, расширила мой кругозор. Я научилась слушать и понимать музыку, узнавать знакомые произведения. Школа учит усидчивости, у тебя появляется опыт выступлений на публике, все это, конечно, не может не пригодиться в жизни.
Про инструмент. После школы я уехала учиться в другой город, очень жалела, что не играю на инструменте, который можно брать с собой. На гитаре, например. Многие скажут, если хотела, можно было научиться, но не было у меня тогда инструмента, не было интернета с огромной базой информации. Жизнь закрутила, появилась семья, работа. С пианино пришлось расстаться тоже при переезде. У меня уже была дочь и для себя я четко решила, что обязательно отдам ее в музыкальную школу но на "инструмент, который можно брать с собой".
Моей дочери сейчас 16 лет. Она закончила мою же музыкальную школу по классу гитары с красным дипломом. Таким образом моя мечта реализовалась через нее. Теперь я, ее мама, - самый первый и самый внимательный слушатель для нее.
И, да, слух можно развить и музыкальная школа этому способствует. Я, конечно, может и не повторю сразу мелодию, услышанную впервые, но прослушав ее 2-3 раза, смогу воспроизвести.
Это мой первый рассказ. Если Вам понравилось, обязательно подпишитесь на мой канал. В дальнейшем буду радовать Вас новыми незамысловатыми реальными историями.
Напишите, пожалуйста, в комментариях, если есть что рассказать о своем музыкальном опыте.