Найти тему
cenzor

Тиражи, цены и принты — о печати западных синглов и их ликвидности на русском рынке

«Ликвидность — свойство активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной». Именно об этом обычно говорят, когда разговор заходит на тему перепродажи комиксов с эксклюзивными обложками, первыми появлениями персонажей и прочими важными событиями.

И на протяжении последних пяти лет, что я собираю оригинальные издания комиксов на английском языке, мне уже сотни раз везло на общение с индивидуумами, искренне считающими покупку синглов удачными вложениями на будущую перспективу. Ожидая, что какой-нибудь свежий выпуск внезапно прогремит, поднявшись в ценнике в несколько сотен раз, особо недальновидные ребята просто лишаются своих денег в погоне за призрачной надеждой и мнимой выгодой.

Поэтому сегодня мы максимально серьезно поговорим об актуальной на сей день теме, разобрав ситуацию с ценами на синглы в последние годы.

В нынешний момент индустрия комиксов переживает не самое лучшее время. И в этот раз я говорю не о пандемии, многочисленных кризисах или локальных скандалах — дело в актуальном количестве физических изданий, их печати и дальнейшей ликвидности.

Как вы могли знать из прочих источников, в прошлом веке индустрия комиксов пользовалась куда большей популярностью нежели сейчас. Пускай теперь, помимо сопутствующего мерчендайза, мы имеем еще десятки экранизаций, игровых проектов и тематических парков, ныне тиражи 30-страничных журналов под общим названием «сингл» в разы уступают тем же синглам несколько декад назад.

К примеру, один из лучших периодов индустрии, «золотой век» (с 30-х годов прошлого века вплоть до конца 40-х и начала 50-х), знакомый как период, в который были придуманы одни из главных икон современных комикс-издательств (Супермен, Бэтмен, Капитан Америка и другие), уже кроме этого прославился тиражами, составляющим зачастую миллионы экземпляров.

Похожий «бум» случался и относительно недавно, в 90-х годах, с выходом первого «X-Men» Криса Клэрмонта и Джима Ли — по сей день выпуск этой серии считается самым продаваемым комиксом в истории, в общем числе насчитывая порядка 8 миллионов копий. Из свежих же примеров — тираж первого номера «Star Wars» Джейсона Аарона, прошедший отметку в один миллион экземпляров.

by Jim Lee
by Jim Lee

И пускай разница между продажами тех же «Людей Икс» при сравнении с недавними «Звездными Войнами» весьма очевидна и без моих уточнений, стоит помнить, что серия Клэрмонта продавалась лишь в четырех каверах, когда как у комиксного продолжения четвертого эпизода было, без шуток, аж 68 обложек, часть из которых поставлялась эксклюзивно для крупных и локальных комиксшопов, а также многочисленных мероприятий и фестов. И я почему-то уверен, что часть из обложек даже нет в упомянутом выше сборнике от Bleeding Cool.

Само собой, ценники за последние десятилетия также претерпели очень существенные изменения, из-за чего теперь и синглы на 100 страниц за $9.99 кажутся уже чем-то привычным, вследствие чего и прибыль у DC с Marvel значительно возросла относительно дремучих нулевых, которые зачастую сопоставляют с крупным для индустрии кризисом на поприще прочих медиа вроде кино- и игро-индустрий.

Уже по итогу первоначального тезиса можно открыто говорить, что ныне популярный миф о ликвидности перепродажных синглов с эксклюзивной обложкой или «значимым событием» — полнейший бред, который просто не работает в пределах реального мира с нынешним ценообразованием и весьма низким (относительно прошлых лет) спросом на особо значимые в коллекции экземпляры. Но ведь мы только начали.

by John Cassaday
by John Cassaday

Дабы более подробно изучить количество экземпляров в первых тиражах, будем разбираться, следуя от обратного. В качестве препарируемого для анализа возьмем первый номер серии «Mister Miracle» Тома Кинга. Данная линейка представляет для нас особенную ценность, так как каждый номер имеет всего две основные обложки на момент первого принта. Обработав нехитрую цепочку вычислений, взяв общее число проданных экземпляров за август (месяц, в который комикс и стартовал), поделив на два и добавив к получившемуся числу примерное количество нереализованных синглов, число которых, для примера, представим в виде 15-20% от первого принта, получим крайне примерные и усредненные 20 тысяч экземпляров на одну обложку. Эти же результаты частично подтверждаются парой источников, однако даже здесь стоит помнить о том, что Скотт Фри — персонаж, явно обладающий меньшей популярностью в сравнении с тем же Бэтменом.

К примеру, наложив прошлые вычисления на какой-нибудь 58-ой номер «Batman» того же Кинга, мы получим порядка 50-55 тысяч экземпляров только на одну обложку.

Не так уж и много, да? А ведь в данный момент на том же ebay ценник на старт «Mister Miracle» составляет порядка 50 долларов. Казалось бы, вот она — золотая жила, благодаря которой можно начать зарабатывать.

by Nick Derington
by Nick Derington

Поэтому самое время поговорить о вещах, которые рушат амбиции около-бизнесменов об проблемы реального мира. Дело в том, что, субъективно говоря, серия Кинга — локальный феномен, от которого никто и ничего не ожидал. Уже в момент выхода серия обрела культовый статус, заработав в среде фанатов комиксов огромный фидбэк, который и повлиял на ценники уже релизнувшихся номеров. Рассуждая на тему дальше, вряд ли в нашем несовершенном мире имеется алгоритм, способный обработать будущие анонсы и вычислить на их основе «бесспорные шедевры» со 100% шансом.

Нагляднее всего в данном случае будет ситуация с «Strange Adventures», который многие также признают отличным комиксом, способным выбить у истории Фри титул «лучшей работы Кинга в DC». Но что парадоксально — тираж первого номера еще даже не закончился. Более того — Midtown Comics уже 4 месяца не может продать экземпляры номера с автографом Тома Кинга.

Другая ситуация обстоит с «Immortal Hulk» Эла Юинга, который и сейчас регулярно уходит на вторые и третьи принты, несмотря на то, что серия выходит порядка двух с лишним лет. Однако там, опять, же, все зависит напрямую от событий комикса — иной раз очередной номер может и по полгода висеть в списках наличия того же Mycomicshop, при этом также продаваться сотнями копиями на Ebay с накрученным прайсом.

by Alex Ross
by Alex Ross

Продолжая говорить о проблемах, далеко не каждый «masterpiece» будет ликвиден на рынке, в особенности — русском. Для каждого из подобных комиксов необходимо искать человека, готового купить вышедший каких-то пару лет назад комикс по оверпрайсу, притом что коллекционер еще и умудрился этот самый комикс пропустить в момент предзаказа и релиза.

И заканчивая мой монолог, будем откровенны, ценник на особо значимые и дорогие коллекционерам экземпляры частенько не взлетает выше пары долларов. Само собой, многие вспомнят актуального «Batman» Тайниона, однако даже он со временем может потерять ликвидность из-за чересчур перегруженного рынка перепродажи. Точно так же, как и фактор времени не всегда влияет на ценность продаваемого комикса — очередной выпуск «Amazing Spider-Man» Спенсера и через 50 лет может быть неликвиден.

Особняком стоят отдельные скандальные случаи вроде «X-Men Gold» 17-го года, в первом номере которого художник оставил многочисленные знаки и намеки на антисемитизм и разжигание межнациональной розни. После того, как об этом узнали руководители издательства, тираж комикса был в срочном порядке отозван, вследствие чего осталось всего лишь несколько тысяч копий с теми самыми символами. Разумеется, нынче достать выпуск меньше, чем за сотню долларов, практически невозможно.

Как вы думаете, мог ли кто-то предугадать заранее подобный инцидент? К этому же можно добавить «Batman Damned» с участием Lil Wayne, а также несколько таких же безумных случаев резкого взлета цен на сингл.

from «Batman Damned» by Lee Bermejo
from «Batman Damned» by Lee Bermejo

Подводя итог, кажется очевидным, что на перепродаже серий и отдельных номеров физически тяжело заработать, не говоря уже о том, что в реалиях нашего государства не всегда есть возможность отдавать солидную часть заработной платы на коллекционные штуки вроде номеров с появлениями второсортных героев и смертями многочисленного пантеона персонажей, о которых без интернета разве что Линкара и Руслан Хубиев вспомнят.

Проще говоря, хотите инвестировать — обходите комиксы и всю печатную продукцию стороной. Синглы и коллекционные издания — вовсе не акции и облигации, а Amazon и Ebay — не биржа ценных бумаг. Читайте комиксы, получайте удовольствие и радуйтесь жизни, не пытаясь заработать какие-то копейки на ресейлах эксклюзивов.

Ссылка на мою группу VK