На сайт монастыря в подраздел «Вопросы священнику» регулярно поступают разнообразные вопросы на животрепещущие темы. Ответы на некоторые из них с согласия авторов вопросов мы публикуем в открытом доступе в надежде на то, что они могут быть полезны многим нашим подписчикам.
Вопрос. Скажите, почему тем людям, которые живут только для себя, при этом принося ближним только один вред (и физический, и моральный), как с гуся вода, хоть бы что, и всё у них нормально, а физически слабые от них страдают? Например, в семье от мужа всем всю жизнь плохо, и жене, и детям, нужно бежать от таких или терпеть, не жалея ни себя, ни детей?
Ответ. У Бога, имя Которому Любовь, ничего не бывает "почему", но всё "для чего". Он взошёл на Крест ради спасения каждого человека. И Он одинаково любит каждого человека: и самого дерзновенного святого, и самого отъявленного богоборца. В числе прочего Его любовь проявляется в том, что Бог уважает богоподобную свободу человека. Он не понуждает его быть хорошим, не понуждает общаться с Собой (так поступает только дьявол), но предлагает, воодушевляет, постоянно стучится в его сердце, а не вышибает ногой дверь.
И ещё Господь видит глубину сердца каждого человека, знает, в каком расположении к Нему тот умрёт и как проведёт вечную участь. А мы этого не знаем. Мы судим о человеке всегда по одёжке. Первым в рай попал разбойник. Множество святых большую часть жизни провели в разврате и преступлениях.
Для очень большого количества людей вечная жизнь со Христом не представляет никакой ценности. всё их сокровище здесь на земле. И если Господь видит, что сердце человека никогда к Нему не обратится, то Он и не попускает грешнику страдать. Он и так страдает. Нет большей муки, чем добровольная богооставленность, даже если сам человек этого не осознаёт.
Никто так не страдает, как дьявол. Он обречён вечно гореть в огне Божественной любви. Поэтому у христианина к другому человеку может быть только два вида отношения: радость и восторг при встрече с праведностью или сострадание по отношению к грешнику, даже если этот грешник причиняет страдание самому христианину.
Преподобный Силуан Афонский был уверен в том, что без любви к врагам человек не может считать себя христианином. Почему так. Потому что цель христианской жизни - не земное благополучие. Господь честно обещал своим последователям на протяжении всей жизни скорбь и мучения. Он Сам прошёл через мучения, с которыми не сравнится никакая человеческая боль. И цель земной жизни христианина - максимально уподобиться Христу, научиться общаться с Ним, доверять Ему, любить подобно тому, как любит Он. А настоящая христианская любовь не ищет своего, всему верит, никогда не перестаёт. Она не имеет никакого отношения к сделке: я к тебе хорошо отношусь за то, что ты хорошо относишься ко мне и моему ребёнку.
Уже в земной жизни живое общение со Христом доставляет радость, при которой человек просто забывает о любой боли. В Евангелии Господь говорит об этом примером женщины, забывающей о родовых муках после рождения ребёнка.
В вашем случае терпеть имеет смысл только тогда, если общение со Христом и вечная жизнь с Ним для Вас важнее, чем земное благополучие. Тогда Ваше терпение будет деятельно - Вы будете учиться любить мужа по-христиански, сострадая ему. Только такая любовь может воодушевить его на изменение своей жизни.
† † †
Заказать поминовения и подать записки о здравии или о упокоении в Валаамский монастырь можно по ссылке ниже:
† † †
Подписывайтесь на канал и скачивайте наше уникальное мобильное приложение «Валаам» (3D-тур по Валаамскому архипелагу, Библия, полный молитвослов, православный календарь) в App Store и Google Play.