📍Москва, Донская площадь, 1с29
О взаимоотношении церкви и послереволюционного режима мы знаем. А учитывая, что похоронное дело и кладбища были подчинены религиозным организациям, большевики во что бы то ни стало решили взять под свой контроль регистрацию смерти и обряд похорон.
Вопросы о кремации поднимались гораздо раньше. Так ещё в 1909 г. комиссия Святейшего синода ясно дала понять негативное отношение церкви к такому способу захоронения. С этими убеждениями большевики и начали усиленно бороться. Начался кремационный движ и пропаганда.
«Выбирайте сами, что вам по душе - разлагающийся мертвец, несущий страшную заразу, или труп, который в огнеупорной камере при температуре 1000 градусов через два часа превращается в несколько фунтов безукоризненно чистого пепла» - писали в «Правде».
Троцкий призывал лидеров советского правительства завещать сжечь свои тела, подобно Энгельсу. А в 1919 г. Ленин подписал декрет о предпочтительности кремации. В общем нужен был срочно крематорий.
Первый крематорий в стране по-быстрому открыли в Петрограде на Васильевском острове в помещении бывших бань. Для популяризации нового обряда доступ в крематорий был доступен всем желающим. А их было немало, особенно среди членов партии и богемы.
«Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах. Наконец молодой строитель печи крикнул: «Накладывай!» - записал в дневнике 3 января 1921 г. писатель К. Чуковский, который ходил на одно из «представлений» со своей 13-летней дочерью.
Проработал крематорий меньше трёх месяцев. По официальной версии он закрылся из-за поломки печи. Но, думаю, просто крематорий нужен был в Москве.
В 1925 г в музее Московского коммунального хозяйства, на выставке моделей и фотографий крематориев был проведён конкурс проектов. Уже тогда в качестве «донора» для постройки крематория было решено использовать здание освящённой в 1914 г. церкви Серафима Саровского на новом Донском кладбище (здание церкви имело большое подземное пространство, где удобно было разместить печи).
Было 3 премии. Проект инженера Дьяконова не устроил тем, что в крематории явно узнавалась церковь, проект Константина Мельникова был интересным, но дорогим. Оставался третий вариант архитектора Д.П. Осипова, признанный с натяжкой подходящим и самым дешевым (Осипов после смерти воспользуется услугами своего творения).
Работы начались очень быстро. (непосредственно переделкой церкви занимался ученик Щусева Н.Я. Тамонькин). К 1927 г. крематорий был готов. Кстати, основные затраты ушли на закупку печей фирмы «Topf und Söhne» в Германии. (Печи этой фирмы потом активно эксплуатировались в концлагерях)
После неопределенного количества тестовых сожжений, с целью проверки печей, состоялось официальное открытие. 6 октября 1927 г. была проведена первая плановая кремация. После этого началась новая фаза агитации за такой тип погребения (хотя, наверное, лучшей рекламой была бы кремация Ленина, ведь он сам подписывал декрет о её приоритете).
Появилось «Общество развития и распространения идей Кремации», которое работало совместно с «Союзом воинствующих безбожников» (члены этих обществ получали кремацию в подарок).
«В Москве состоялось первое собрание учреждённого Общества распространения идей кремации в СССР. Общество объединяет всех сочувствующих этой идее. Годовой членский взнос составляет 50 копеек. Общее собрание решило организовать рабочие экскурсии в крематорий в целях популяризации идей кремации и привлечения новых членов. Газета «Вечерняя Москва», 1927 г.
Несмотря на обширную рекламу, огромного потока клиентов не было. Но с началом массовых репрессий дело пошло! Крытые грузовики приезжали под покровом ночи, печи не остывали. Появились братские могилы с названием «могила невостребованных прахов», всего на Донском их три. Позже, среди «невостребованных» было выявлено много очень даже востребованных и знаменитых. Точное кол-во захороненных неизвестно. И палачи и жертвы репрессий теперь были рядом. Есть упоминание в книге Л. Головковой «Где ты?», что после кремации «человеческую золу собирали и раздавали подмосковным сельхозпредприятиям в качестве калийного удобрения».
В годы войны крематорий также усиленно работал, но уже не скрытно. Шёл большой поток раненых, многие из которых умирали в госпиталях. Погибшим воинам на кладбище установлен отдельный Мемориал памяти.
Интересна фигура директора Донского крематория - П.И. Нестеренко.
Дворянин, воевал за белых, эмигрировал, жил в Париже, где проникся идеями кремации, досконально изучив процесс. В 20-е гг был завербован ОГПУ, поработав на которое понадобился на родине в качестве директора Донского крематория. Пишут, что работал директор «не покладая рук», особенно во вторую смену. Ночью он сжигал как жертв расстрелов НКВД, так и самих сотрудников ведомства, ставших неугодными. Он даже жил в небольшом домике рядом с крематорием, чтобы далеко не отдаляться от работы. Также Нестеренко не в тягость было самостоятельно таскать ведра с пеплом и высыпать их в подготовленную яму. Вторым жизненным увлечением Нестеренко была авиация. В записках московскому коммунальному хозяйству он предлагал для развития крематория устроить на кладбище взлетно-посадочную полосу для самолётов, которые бы доставляли тела, а на обратном пути развеивали прах с воздуха.
Впрочем, летом 1941 г. за Нестеренко пришли, он был расстрелян где-то в Саратове.
Крематорий официально закрыли в 1972 г., но он продолжал работать. Предполагаю, что до 1988 г., до постройки крематория на Хованском кладбище.
В 1990-е годы здание было возвращено Церкви, Крематорий ликвидирован и снова перестроен в церковь, правда без приведения к начальному виду.
instagram: @past_today
источники:
pastvu.com
https://m.youtube.com/watch?v=lekvKsqaNjE
http://dbobrov.info/my-articles/item/451
https://yandex.ru/turbo/s/sudenko.livejournal.com/7037151.html
https://yandex.ru/turbo/s/foto-history.livejournal.com/12143631.html
https://yandex.ru/turbo/s/olga-manzura.livejournal.com/672.html
https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpravoslavie.ru%2F81316.html
https://yandex.ru/turbo/s/v-murza.livejournal.com/160193.html
https://yandex.ru/turbo/s/foto-history.livejournal.com/12143631.html