Найти тему
Мир Музыки

Can – история подлинных королей краут-рока. Часть.2

Оглавление
Группа  Can. Крайний справа -вокалист Дамо Судзуки. Источник фото: yandex.ru
Группа Can. Крайний справа -вокалист Дамо Судзуки. Источник фото: yandex.ru

Окончание истории культовой группы, одних из основателей музыкального жанра "краут-рок" - Can.

Can – история подлинных королей краут-рока. Часть.1

На одном из перфомансов, Муни без единого перерыва пел одну фразу - «upstairs, downstairs» в течение трех часов, словно мантру, даже когда Can прекратили играть. Музыкантам стало понятно - так больше продолжаться не может!

В этот раз Can решили быть более консервативными в выборе вокалиста, и пригласили в группу японского хиппи Дамо Судзуки, с которым они часто сталкивались возле кафе.

«Дамо был певцом совершенно другого рода, - говорит Шукай, - и поэтому группа достигла некоторой, столь необходимой, стабильности».

Судзуки сыграл свой первый концерт с Can в тот самый день, когда группа встретила его на улице!

«Я подошел к Дамо и спросил его, свободен ли он в этот вечер», - написал Шукай в своей книге - «Short History Of Can». «Я сказал: «Мы экспериментальная рок-группа, и у нас сегодня концерт - он распродан». Дамо сказал, что ему сегодня нечего делать, поэтому он не против того, чтобы спеть.

Зал был переполнен, и Дамо начал бормотать под музыку, как медитирующий монах. А затем он внезапно превратился в боевого самурая. Аудитория была шокирована таким преображением, и почти все покинули зал.

Дамо Судзуки. Источник фото: yandex.ru
Дамо Судзуки. Источник фото: yandex.ru

В 1970 году Can выпустили альбом «Soundtracks», в котором вокалистами выступали одновременно и Муни и Судзуки. Вскоре после этого, они приступили к созданию двух наиболее любимых критиками работ:

Tago Mago (их второй «официальный» альбом 1971 года, точно описанный одним критиком, как основанный на «длинных импровизациях, построенных вокруг гипнотических паттернов»).

В альбом Ege Bamyasi (1972), Can даже умудрились включить нечто наподобие хит-сингла – песню «Spoon», которая достигла вершины немецких чартов.

В конце 1971 года Can - которые всегда создавали музыку в своей собственной студии - переехали на новое место записи. В старый кинотеатр недалеко от Кельна.

«Спонсором группы стал один человек, коллекционер произведений искусства, который арендовал замок. В то время у нас не было денег, поэтому он выделил нам комнату, где мы основали студию, с самым простым оборудованием, какое вы только можете себе представить».
Х.Шукай

Когда они переехали в кинотеатр, гитарист Михаэль Кароли сказал писателю Энди Гиллу:

«Can прибили к стенам 1500 армейских матрасов в качестве звукоизоляции студии. Должно быть, они стали источником вдохновения. Мы были окружены миллионами эротических снов солдат!»

Вскоре в Британии кто-то назвал музыку Can термином «krautrock» - и он закрепился за новым жанром.

«Мы совершили множество туров по Англии, и вдруг выяснилось, что британская пресса узнала о существовании еще нескольких немецких групп и назвала нас всех «krautrock».

Я спросил одного англичанина: «Как мне это понять? Что значит "kraut"? Это что-то позитивное или негативное?» «Может быть, это слово «капуста» пришло со времен Второй мировой войны».
Х. Шукай

В конечном итоге, Шукай все списал на английское чувство юмора и решил, что «краутрок» ​​- это выражение любви, а не насмешек в сторону Германии или признак ксенофобии.

«Мы были более или менее натурализованы в Англии. Как это случилось, было чудом. Мы были немцами ... но английская публика чувствовала, что это что-то новое и принимала нас хорошо».

Can продолжили свой безумно индивидуалистический путь развития. Непрерывные гастроли помогли публике открыть глаза на своеобразную привлекательность их музыки.

В период расцвета, альбомы группы продавались тиражом от 20 000 до 30 000 экземпляров в одной только Британии, что было очень здорово, для так называемой «культовой» немецкой группы.

Can не сдавали позиций, и невероятная странность их музыки продолжала прибывать - альбомам «Future Days» (1973) и «Soon Over Babaluma» (1974), возможно, и не хватало новизны их предшественников, но они были не менее амбициозны.

Например, «Future Days» сегодня считается одним из самых ранних образцов музыки в стиле «эмбиент».

В промежутке между выпуском этих двух записей Дамо Судзуки покинул Can, чтобы жениться на своей жене немке и вступить в секту Свидетелей Иеговы.

Шукай сравнил уход Судзуки с «ощущением сильного удара кулаком в живот. Мы опробовали много других вокалистов, но никто больше не подходил нам. Эра подошла к концу.»

Кароли и Шмидт разделили вокальные обязанности для следующих 2-х альбомов, а известный американский фолк-певец и сонграйтер Тим Хардин даже согласился петь с Can, пока они не найдут себе нового вокалиста.

Can подписали престижный контракт на запись с набирающей обороты Virgin и выпустили их единственный британский хит-сингл - «I Want More». После этого, все великолепное безумие их музыки начало медленно уходить в прошлое.

После выхода альбомов «Landed» (1975) и «Flow Motion» (1976) в «Can» сменилась ритм-секция.

Вскоре последовали и другие релизы: «Saw Delight» (1977), «Out Of Reach» (1978) и «Can» (1979).

К концу 70-х, влияние Хольгера Шукая на музыку группы начало уменьшаться.

«Вначале мы были настоящей, цельной группой. Мы начинали с двухдорожечной записи. Затем, когда мы добились успеха, то смогли позволить себе уже многодорожечную. С этого момента, можно говорить, что это стало началом конца Can. Это было, что-то вроде: «Я хочу слышать гитару» или «Я хочу слышать бас». Все критиковали друг друга за то, что, кто-то играет неправильно… и еще много всего».

С приходом басиста Роско Джи, Шукай остался в стороне. Его заинтересовали альтернативные способы создания музыки с помощью fm-радио, азбуки Морзе, пленочных рекордеров и других необычных вещей. Шукай как бы прошел полный круг, и возвратился к тому, чем увлекался в школе - ремонту сломанных радиоприемников и телевизоров.

Хольгер Шукай покинул Can в конце 1977 года. Он не появился на записи альбома «Out Of Reach», но помогал в продакшене «Can», его последнего вклада в классическое наследие группы.

После распада группы, участники Can периодически воссоединялись. Гитарист Михаэль Кароли умер от рака в 2001 году. Шукай продолжал работать над саундтреками к фильмам в жанре ambient и сотрудничал с большим числом современных музыкантов. Его жизненный путь прервался в 2017 году.

Хольгер Шукай в 2010-х. Источник фото: Yandex.ru
Хольгер Шукай в 2010-х. Источник фото: Yandex.ru

Многие музыканты утверждают, что находились под большим влиянием Can - Дэвид Боуи, Talking Heads, Joy Division и The Fall.

У The Fall даже была песня – «I Am Damo Suzuki», которая отдает дань уважения японскому вокалисту Can.

После ухода из «The Sex Pistols», Джон Лайдон утверждал, что смоделировал свою группу «PiL» (Public Image Limited) непосредственно под влиянием Can.

С типичной для него скромностью Хольгер Шукай говорил, что его товарищи по сцене - электронные краут-рокеры Kraftwerk оказали большее влияние на современную музыкальную сцену, чем Can.

«Для немецких диджеев и молодежи, Can не были отцами-основателями. Ими были Kraftwerk.
Это связано с тем фактом, что Can были настоящей группой, в отличии от большей части сегодняшней новой музыки, которая не основана на идее создания группы».

По словам Шукая, где Can действительно преуспели, так это на концертах, а не в студии.

«Когда дело доходило до создания большого концерта буквально из ничего, Can были очень значимыми. Мы пришли сюда с абсолютно пустой головой. Мы просто вышли на сцену, и кто бы ни бросил первый камень, мы поймали его и бросили назад. И это и было началом концерта Can».