Русский XVII век. Часть 3

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РУССКОГО ОБЩЕСТВА

Русские купцы XVII века
Русские купцы XVII века

Изменения в экономической жизни России обусловили сдвиги и в социальной структуре общества. Если до XV в. на историческую арену выдвинулось боярство, в результате утверждения поместной формы землевладения в XV – XVI вв. – дворянство, то в XVII в. укрепляются позиции купечества. Внутренняя торговля превращается в сферу применения купеческого капитала. Выдвижение фигуры купца превращает эквивалентную торговлю в неэквивалентную, купцы получают за этот счет высокие прибыли, и доходы от торговли становятся главным источником накопления капитала. В XVII в. купечество выделяется в особую группу и подразделяется на корпорации: гостей, гостиную сотню, суконную сотню*. Гости вели казенную и внешнюю торговлю монополизированными товарами, выполняли казенные поставки, вели самостоятельную торговлю. Их было еще мало, но все они были представителями крупного купеческого капитала. Среди них торговые дома Строганова, боярина Морозова, гостя Никитникова, гостя Воронина и др.

Российское правительство всемерно поддерживало купечество, о чем можно судить по реформам XVII в. В 1653 г. был принят закон о внутренней и внешней торговле России – Торговая уставная грамота. На Руси в период феодальной раздробленности существовала множественность торговых сборов, они различались по княжествам; на Руси в период феодальной раздробленности существовала множественность торговых сборов, они различались по княжествам; не платили пошлины крупнейшие монастыри (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский). По Торговому уставу 1653 г. эти разнообразные сборы заменялись единой рублевой пошлиной в размере 5% с оборота. Во владениях светских и духовных феодалов взимание проезжих пошлин запрещалось. Устав этот носил протекционистский характер и защищал русское купечество от конкуренции иностранных купцов.

Торговля в России XVII века
Торговля в России XVII века

Следующим шагом русского правительства в поддержке купечества стало принятие Новоторгового устава в 1667 г. В нем излагались принципы торговой экономической политики, детализировались правила внутренней торговли, устанавливались сроки и порядок уплаты пошлин, их размер. Купцам разрешалось торговать внутри страны беспошлинно. Иногородние купцы могли торговать в других городах только оптом, сельские торговцы – не ближе 5 верст к городу. Особые условия предоставлялись дворянам – они могли торговать и оптом, и в розницу, на внутреннем и внешнем рынках. Время торговли иностранных купцов ограничивалось сроком ярмарок, оговаривался перечень товаров, допускаемых к ввозу в Россию. Иностранные купцы, кроме торговой пошлины, уплачивали и проезжие пошлины в повышенном размере, причем только золотом и серебром.

ФИНАНСЫ

В XVII в. в России была проведена реформа системы государственных финансов, хотя она по-прежнему носила феодальный характер. Реформа касалась прямых и косвенных налогов, составлявших основную часть доходов государства и выросших с середины XVI в. до середины XVII в. вдвое. Из прямых налогов преобразования затронули поземельное обложение. До этого в России взималась посошная подать**. С 1678 г. единицей обложения стал двор, поскольку при посошном обложении не учитывалось соотношение обрабатываемой и пустующей (необрабатываемой) земли, а ее становилось все больше из-за того, что крестьяне разбегались. При этом сохранялись выгодные правительству круговая порука и принцип разверстки налогов между плательщиками. Это значит, что общая сумма налога определялась правительством, а крестьянская община и посад раскладывали ее между дворами.

Была изменена также система других прямых налогов. Ремесленно-торговое население посадов выполняло государево тягло*** – уплачивало постоянные “ямские”**** и “полоняничные”***** налоги, стрелецкую подать******, пищальные деньги******* и др. Выплачивались чрезвычайные налоги. В 1679 г. все эти собиравшиеся подати были объединены в единый налог – “стрелецкие деньги”, или “стрелецкую подать”, она выплачивалась в натуре. В доходах бюджета прямые налоги составляли около 44%, непрямые (косвенные) обеспечивали около 53% всех государственных доходов. Остальное приходилось на мелкие пошлины.

В этот период в экономике России широко внедрилась система откупов. Она означала, что купцы брали на откуп казенные монополии (кабацкие, таможенные сборы, рыбные и соляные промыслы). Откуп являлся формой сбора косвенных налогов. За право сбора откупщик получал “наддачу”. Подряды и откупа, получаемые городской верхушкой у государства, следует рассматривать как источник первоначального накопления капитала, свидетельствующий о зарождении капиталистических отношений.

Ежегодно составлялась общая государственная роспись. К концу XVII в. все налоги, за исключением некоторых натуральных, стали денежными. Основная статья расходов – содержание войска. Она включала жалование помещикам, стрельцам, полкам “иноземного строя”, покупку оружия за границей. Вторая расходная статья – содержание иностранных специалистов; далее шло содержание царского двора и приказной бюрократии, покупка товаров для нужд казны. Самая ранняя роспись доходов и расходов, дошедшая до нас, датируется 1680 г. В ней зафиксированы расходы на армию – 62,2%, дворцовое хозяйство – 19,9%, управление государством – 11,9%, финансирование казенных предприятий – 5%. Бюджет показан бездефицитным.

Появились органы государственного контроля. В 1655 – 1678 гг. существовал Счетный приказ, куда поступали на ревизию приходные и расходные книги других приказов. В конце XVII в. финансовый контроль был возложен на Ближнюю канцелярию.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

В XVII в. была проведена денежная реформа, необходимость которой выявилась в результате польско-шведской интервенции и Смоленской войны. Казна была опустошена, и государство стало выпускать неполноценные деньги. С 1654 г. были введены медные деньги с принудительным курсом. Это означало, что медная копейка приравнивалась по весу к серебряной. Несмотря на то, что в первые годы реформа имела успех и обеспечила приток средств в казну для ведения боевых действий, она закончилась неудачно. Медные деньги обесценились, их курс по отношению к серебру в 1662 г. составил 1:15. Произошел рост цен на товары первой необходимости. Непопулярность этой меры усугублялась тем, что налоги и различные подати взимались казной серебряными деньгами. Ответом на такую денежную политику стал Медный бунт в Москве в 1662 г. Хотя бунт был подавлен, правительство вынуждено было в 1663 г. изъять медные деньги из обращения. Они выкупались у населения из расчета 100 медных копеек за 1 серебряную.

Развитие торговли и товарно-денежных отношений привело к росту ростовщичества, являвшегося ранней формой кредита. В этот период ссуды, особенно в деревне, имели натуральный характер и выдавались зерном, мукой, сеном. Взимавшийся за ссуду процент, составлявший 20%, также погашался натурой. Постепенно натуральные ссуды заменялись денежными. Кредиторами выступали купцы, разбогатевшие крестьяне и ремесленники.

РЕФОРМА “ПОСАДСКОЕ СТРОЕНИЕ”

В 40-е гг. XVII в. была проведена реформа “Посадское строение”********, направленная на ликвидацию частной феодальной собственности в городах. Принципы реформы были сформулированы в 19-й главе “Соборного Уложения”. В этот период целые районы городов оставались еще в собственности бояр, что, с одной стороны, предопределяло зависимость жителей от землевладельца и тормозило социально-экономическое развитие городов. С другой стороны, ремесленники, жившие в городах во владениях феодалов, несли городские повинности и платили налоги в меньшем размере и на льготных условиях. В 1649 – 1652 гг. правительство провело реформу, на основании которой в городах были ликвидированы “белые” слободы, их слили с посадами. В результате “Посадского строения” численность посадских дворов увеличилась и стала составлять 41,6 тыс. Теперь тягло на государя должно было нести все городское население. Не разрешались переход из одного посада в другой, женитьба на женщине из другого посада, что означало закрепление населения посада за определенными городами. Для проведения реформы был создан Сыскной приказ. “Посадское строение” было проведено в общегосударственном масштабе. Реформа имела очень большое значение для дальнейшего социально-экономического развития русских городов. 

Примечания.

*Гостиная сотня (торговые люди гостиной сотни) – сословие Московского государства, привилегированная корпорация русского купечества в конце XVI – начале XVII вв., вторая по богатству её членов и значению после гостей. Гостиная сотня появилась в конце XVI в. До этого гости и гостиная сотня составляли единое сословие. Сотня – понятие условное, количество членов гостиной сотни колебалось. Гостиная сотня (как и все сословия Русского государства) делилась на людей лучших, середних и молодших (меньших). В отличие от гостей, члены гостиной сотни не имели права свободного выезда за границу и приобретения вотчин. Также члены гостиной сотни по очереди и по выбору исполняли различные обязанности. Гости были освобождены от выборов, а назначались на должности по указам царя. Однако для представителей гостиной сотни не исключалась возможность подняться по государственной службе до высоких должностей. Как пример, можно привести карьеру главы Посольского приказа и печатника Алмаза Иванова. За усердную службу люди гостиной сотни жаловались “гостиным именем”, т.е. получали жалованную грамоту и переходили в гости. Члены гостиных сотен отличались от гостей и людей суконной сотни “в чести”. Гости получали высшие должности, а люди гостиной сотни были при них товарищами. Суконники назначались на ещё более низкую должность. Например, гость назначался таможенным головой, гостинник при нём старшим, а суконник – целовальником. Сотни образовывали самоуправляемые корпорации. Для управления избирались головы и старшины. Гостиная и суконная сотни пополнялись из посадских людей. Переход в новое сословие был возможен с согласия сотен.

**Соха – единица податного обложения (прямой налог в пользу Русского государства) с XIII в. по XVII в. Соха делилась на четверти, равные примерно 2731 кв. м. Выделялось несколько видов сохи: служилая (800 четвертей лучшей земли), церковная (600 четвертей лучшей земли), черная, т.е. крестьянская (400 четвертей лучшей земли).

***Система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве в XV – начале XVIII вв.

****Ямская повинность – государственная повинность тяглового сельского и городского населения в Русском государстве в X – начале XVIII вв. для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. Ямская повинность была введена монголо-татарами. Наибольшего развития она получила в XVII в. В 1516 г. был образован Ямской приказ, который ведал организацией перевозок, службой ямщиков, сбором налогов. Понятие “ямская повинность” восходит к слову “ям”, которое происходит от татарского “дзям” – “дорога”.

*****Налог, который собирали на выкуп русских “полоняников” (пленных) у татар и турок. Сбором этой подати занимался Посольский приказ.

******Налог, собиравшийся на содержание стрелецкого войска.

*******Особый сбор, взимавшийся в Русском государстве в XVI – XVII вв., для содержания пищального войска.

********Совокупность землеустроительных, социальных и экономических мероприятий правительства Русского государства в отношении городов.