"Открыли дверь....воды в квартире по щиколотку....потолок и стены все мокрые, обои отошли....сказать, что я была в шоке, это ничего не сказать....."
Откуда растут "ноги" у причины аварии?
Живя в многоквартирном доме с такой ситуацией может столкнуться каждый, особенно это частая проблема в Москве и Московской области. Причина подобного рода коммунальной аварии обычно лежит в плоскости качества обслуживания управляющей организацией.
Зачастую качество этих услуг оставляет желать лучшего, и это складывается из-за многих факторов: изношенность коммуникаций, халатность работников, низкая квалификация, отсутствие должного контроля.
Наиболее частые причины залива жилых помещений:
- Авария на общем имуществе многоквартирного дома.
- Разрыв гибкой подводки.
- Протечки с крыши.
- Срыв запорной арматуры (шаровый кран).
- Разрыв разводящих поквартирных магистралей ГВС и ХВС.
- Засор стояка канализации.
- Работы в ходе капитального ремонта общего имущества.
- Несогласованная замена радиаторов отопления.
- Плохо выполненные подрядчиком ремонтные работы.
- Разрушение общедомовых водопроводных труб.
Это далеко не полный перечень ситуации, которые возникают и приводят к ущербу имущества граждан.
Определение причины аварии, очень важно, так как именно это позволит в дальнейшем установить виновное лицо или ответственное лицо за причинение ущерба и определит порядок дальнейших действий пострадавшего.
Кто виноват?
Есть хорошее высказывание: У любой аварии - есть фамилия имя и должность. В случае залива квартиры - это не исключение.
В данном случае нас не интересует личность человека или его должность. Мы как жители платим за содержание и ремонт организации, которая уполномочена следить, чтобы не происходили подобного рода аварии.
Только лишь в порядке 2-5% от всех аварийных ситуации виновными в аварии являются - жители. В остальных случаях вина управляющей организации или же организации выполнявшей ремонтные или подрядные работы.
Однако, в большинстве случаев, управляющая организация не только не выполняет возложенные на нее обязанности, но и использует свое положение, для того, чтоб снять с себя ответственность за последствия данной аварии.
Управляющая организация по запросу жителя обязана составить акт об ущербе и причине залива помещения в течение 12 часов с моменат обращения в диспетчерскую. ( п.152 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354)
Акт является ключевым документом удостоверяющим факт причинения ущерба.
Зная этот факт, и понимая последствия данного акта, управляющие организации идут на многие хитрости.
Вот несколько таких уловок:
- Составление акта об ущербе с указанием недостоверной причины аварии, ее искажение , или вовсе полное отсутствие причин.
- Отсылка в акте об ущербе на переустройство или перепланировку, которая не повлияла на возникновение аварии.
- Указание в акте, что управляющая компания за причиненный ущерб ответственности не несет
Наиболее недобросовестные управляющие организации пользуются правовой неграмотностью собственников и стараются "спихнуть" свою вину в аварии на Ваших соседей сверху.
Что делать?
В интернете полно информации о действиях жителей при подобных авариях, однако все они шаблонные и практически исходят из модели "идеальных условий" где акт об ущербе управляющая организация составит, даже, если он не в их пользу. На практике такое практически не встречается.
Ситуация не так безнадежна, и действительно, есть ряд мероприятий, выполнение, которых будет полезно как пострадавшему, так и возможному виновнику (если он конечно житель):
1. Обесточить квартиру - это позволит предотвратить короткие замыкания и уменьшить ущерб и риск возгорания.
2. Позвонить в диспетчерскую службу своей управляющие организации, или в единую диспетчерскую службу города Москвы или Московской области.
3. В зависимости от того, прорвало у вас или заливают вас, а так же какой источник затопления стараться уменьшить область возможных повреждений ( тряпки,ведра, убрать дорогие вещи, ставить преграды для воды).
Важно: если в отопительный сезон произошел прорыв радиатора отопления, а перекрыть воду своими силами не получается, нужно немедленно постараться покинуть помещение, локализовав место аварии от домочадцев,домашних животных.
В помещении, где хлынул кипяток, нельзя ходить босыми ногами, пытаться устранить аварию своими силами, без защитной экипировки.
Помните: при длительном воздействии теплоносителя на кожу человека можно получить ожоги , и от полученного шока умереть.
4. Затребовать акт от управляющей организации с указанием причины залива Вашей квартиры.
5. По возможности поговорить с соседом, узнать его версию, осмотреть предположительное место аварии.
6. Проверить акт на наличие неточностей: размер площади ущерба, источник и причина залива. Вы вправе вносить свои замечания по составленному акту (многие этим правом не пользуются,а зря)
В случае, если вы не уверены в данных указанных в акте, есть универсальная фраза, которую стоит внести в акт: Техническими познаниями в области инженерных коммуникации в многоквартирном доме не обладаю, место аварии не осматривал(а), с объемом повреждений согласен ( или же не согласен, можно указать, то что по вашему мнению важно)
7. Вызвать оценочную компанию, для получения отчета о стоимости восстановительного ремонта
8. Обратиться с претензией, затребовать стоимость ущерба, в случае отказа от добровольного возмещения - пойти в суд.
Мы надеемся, что наша информации будет вам полезна и интересна, позволит повысить вашу правовую грамотность, подписывайтесь на наш канал, пишите в комментариях свои вопросы, присылайте на почту info@zaliv-kvartir.ru