117 подписчиков

История одной сонаты

149 прочитали

Своим появлением Соната обязана 25-летию Лиги композиторов США, именно онм заказал её у Сэмюэля Барбера. Композитор работал над ней почти два года, а первым исполнителем стал его большой друг Владимир Горовиц. Премьера прошла с оглушительным успехом 23 января 1950 года, а произведение вошло в программу Горовица и в течении сезона было исполнено 20 раз. Соната стала репертуарной для многих пианистов и её исполнение можно услышать в концертных зала по всему миру, чего не скажешь о российских площадках. Что по моему мнению весьма несправедливо.

Сэмюэль Барбер
Сэмюэль Барбер

Стоит отметить, что Барбер был весьма интересной фигурой с особенным стилем.

Крупнейший композитор XX столетия в своих произведениях представлял синтез позднеромантических и неоклассицистских тенденций. Бесспорно на формирование его стиля большое влияние оказано американской мультикультурностью, европейскими музыкальными основами и системой музыкального образования, в формировании которого стояли выходцы из Российской Империи, иммигрировавшие в революционные годы. Фортепианная соната Сэмюэля Барбера – ярчайший пример этого мультикультурализма. Жанр сонаты в первой половине XX века можно признать носителем важнейшего культурного кода, подобно тому, как сонаты классического периода выражали смысл своей художественной эпохи. Соната Барбера блистательно представляет и время, и место своего создания. 

Сэмюэль Барбер
Сэмюэль Барбер

Развивая тему мультикультурализма, стоит упомянуть один нюанс, а именно — русскую фортепианную школу. Да-да, именно фортепианную, не композиторскую. Барбер уверял, что все его фортепианные произведения вдохновлены традициями русской исполнительской школы: с ее «пением за роялем», красочностью, виртуозным владением инструментом и мощным звуком, рассчитанным на большие концертные залы. Все это он почерпнул у своего профессора по классу фортепиано Изабеллы Венгеровой. И позже композитор не раз повторял, что квинтэссенцией традиций русского пианизма считает Владимира Горовица, которому и доверил первое исполнение своей сонаты. 

Сэмюэль Барбер и Владимир Горовиц
Сэмюэль Барбер и Владимир Горовиц

Интересный факт: изначально Барбер задумывал трехчастный цикл, который должен был завершаться Adagio. Однако Горовиц попросил его написать виртуозный и монументальный финал, содержащий при этом интересную идею. Так и появилась фуга, без которой сегодня трудно представить себе данное сочинение. Горовиц в свою очередь считал, что Барбер один из немногих американских композиторов, кто по-настоящему знал, как надо писать музыку для рояля.

Сэмюэль Барбер
Сэмюэль Барбер

На страницах журнала “PianoФорум” я рассказал о своём видении и интерпретации Сонаты Сэмюэля Барбера. Детально изучить можно по ссылке http://pianoforum.ru/wp-content/uploads/41.pdf