В соответствии с действующим законодательством, наследодатель самостоятельно решает, кому и в каких долях будет передано имущество после его смерти. Основной документ, подтверждающий волю наследодателя – это завещание.
Для вступления в наследство нужно собрать необходимые документы и обратиться к нотариусу. После проверки бумаг (в случае соответствия требованиям) будет открыто так называемое дело о наследовании.
Список документов может отличаться в зависимости от наследуемого имущества, но основной выглядит следующим образом:
• свидетельство о смерти завещателя (оригинал, копии 2 шт.);
• паспорт гражданина, вступающего в наследство, ИНН;
• заявление о принятии наследства;
• завещание (по правилам один экземпляр документа хранится у составителя – наследодателя, второй – у нотариуса, заверявшего документ);
• пенсионное удостоверение, удостоверение инвалида (если наследник относится к этим категориям);
• свидетельство о рождении всех членов семьи для подтверждения родственных отношений с завещателем (для этих же целей нотариус может запросить свидетельство о браке или справку из ЗАГСа об изменении фамилии);
• доверенность (в случаях, когда интересы наследника представляет доверенное лицо);
• справка-характеристика на наследство от исполнительного комитета (указываются все наследники, наличие завещания, сведения о приватизации недвижимости или земельного участка);
• справка о местожительстве заявителя (по последнему месту регистрации) и составе его семьи (прописанных вместе с наследодателем в одном доме, квартире).
Если один из наследников отказывается от вступления в наследство (в пользу одного из членов семьи, например) необходим соответствующий документ – составляется и заверяется нотариусом.
Дополнительные документы
Список также может различаться в зависимости от наследуемого имущества. Так, для оформления в наследство квартиры необходимо представить:
• техпаспорт (заказать в БТИ);
• документы, подтверждающие законность перепланировки (если таковая проводилась);
• справка из ФНС об отсутствии задолженности по налогам на недвижимость;
• оценка рыночной стоимости, актуальная на дату смерти завещателя;
• документы, подтверждающие право собственности (договор купли-продажи, например);
• а также свидетельство о государственной регистрации собственности.
При получении в наследство земельного участка необходимо представить кадастровый план участка, договор (иной документ, подтверждающий право собственности), справка об оценочной стоимости земли.
Для оформления унаследованного автомобиля понадобятся ПТС, свидетельство о регистрации. А также справка о стоимости транспортного средства на момент смерти завещателя.
Если предмет завещания – вклады или ценные бумаги, необходимо представить подтверждающие документы о принадлежности вклада наследодателю (договор об открытии счета из банка, например). Сведения из акционерного общества о деле и стоимости ценных бумаг, принадлежащих завещателю.
Требования к оформлению
Все документы, предоставляемые в нотариальную контору, должны быть действительными на момент обращения. Сведения, указанные в справках – соответствовать действительности (подделка документов наказывается законом). Исправления, записи карандашом, использование корректора не допускаются. Форма составления должна соответствовать требованиям действующего законодательства.
Перечень необходимых документов может отличаться в каждом конкретном случае.