Одной из ключевых перемен в национальной кадровой политике, стала замена республиканских руководителей, инициированная товарищем Берия, в 1953 году.
После смерти вождя, Лаврентий Павлович почувствовал новый прилив сил и являлся, по сути, первым человеком в стране, формально прикрываясь фигурой Г.М. Маленкова.
Это был короткий (ровно 100 дней), но яркий период в жизни этого человека.
Лаврентий Павлович сосредоточил в своих руках неограниченную власть, однако славы и признания ему по-прежнему не хватало.
Чтобы восполнить этот досадный пробел, он провел ряд законодательных акций.
Объявив амнистию, прекратив политические процессы и запретив пытки, товарищ Берия особое внимание уделил первым секретарям партии союзных республик.
Он решил сломать сталинскую систему распределения кадров, при которой фактически руководить краем или республикой, мог кто угодно, только не уроженец здешних мест.
Огромная страна формально называлась «Союзом братских республик», но, на самом деле, такое название не соответствовало действительности. Армяне ненавидели азербайджанцев, таджики недолюбливали узбеков и т. д.
Но все молча сходились в презрении к русским, которых присылали из Москвы ими руководить.
Причем, такое отношение считалось наиболее мягким вариантом развития событий, потому что в Прибалтике и на западной Украине, начальников, присланных «старшим братом», убивали до середины 50-х годов.
Лаврентий Павлович решил исправить положение, уступив дорогу во власть местным товарищам, знавшим традиции и обычаи своего народа. Немедленно провозгласили указ, согласно которому все руководители республик и их приближенные должны, по крайней мере, знать родной язык той республики, в которой строят коммунизм.
Ощущение счастья и эйфории охватили номенклатурный состав республиканских партийных ведомств.
Особенно радовались в Прибалтике, считая свою группу языков нечитабельной для славян. Они боготворили всесильного министра и предвкушали, как на законных основаниях попросят всех русских освободить высокие кабинеты и покинуть их землю.
Начал тов. Берия с Украины, где начальник государственной безопасности, Павел Мешик, клятвенно обещал собравшимся на пленуме товарищам, выучить украинский язык в кратчайшие сроки.
То же самое происходило в Белоруссии, где на главной должности трудился Н.С. Патоличев.
Во время очередного собрания, Николай Семенович вдруг услышал резкую критику в свой адрес.
Он хотел было дать резкий отпор клеветникам, нарушившим все мыслимые законы партийного этикета, но вовремя сообразил, что без отмашки сверху, принципиальность никто не проявляет и свою позицию открыто не высказывает, поэтому смиренно признал свои ошибки и приготовился к отъезду.
На его место, Берия определил тов. М.В. Зимянина, родившегося и выросшего в Белоруссии.
Михаил Васильевич, исполняя приказ, в 20-х числах июня 1953 года, приехал в Киев и стал принимать дела у опального соперника, с которым не стал даже здороваться.
Все шло своим чередом, как вдруг по всесоюзному радио объявили об аресте английского шпиона, предателя родины и растлителя несовершеннолетних, гражданина Берия Л.П.
Немая сцена в кабинете затянулась на несколько минут.
Дослушав трансляцию до конца и выдержав паузу, тов. Патоличев стал обзванивать членов ЦК УССР, приглашая на внеочередной пленум, а Зимянину буркнул через плечо, что ближайший поезд в столицу отходит через полчаса, а на следующий он может вообще не попасть.
При этом машину "дорогому гостю" не предоставили.
Тем временем, собрание проходило несколько в нервозной обстановке. Тем же людям, еще вчера поносившим своего начальника, пришлось поздравлять Николая Семеновича и желать долгих лет жизни.
А товарищ Зимянин, после этого случая, очень долго писал объяснительные на имя Н.С. Хрущева, каким образом он пошел на поводу у врага народа Л.П. Берия.
Оба функционера еще долго работали в высшем органе советской власти, стараясь, как можно реже пересекаться друг с другом.
ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.
Противостояние истории и кино
Поправка Джексона-Вэника как вакцина для инвалидов "пятой группы"
Забыть нельзя реабилитировать
Вознаграждение за полет