728 подписчиков

Fate/Stay night: обзор аниме 2006 года

573 прочитали
Все главные герои «Фейта» на одной картинке. Новичкам лучше не спрашивать про типов внизу.
Источник: anime.reactor.cc.
Все главные герои «Фейта» на одной картинке. Новичкам лучше не спрашивать про типов внизу. Источник: anime.reactor.cc.

Здравствуй, дорогой читатель!
Прежде всего, к результатам опроса, проводимого ранее о сроках выхода новелл (извиняюсь, что поздно выкладываю):

* В релиз новеллы «Любовь, деньги, рок-н-ролл» верят 54 человека;
* На релиз вторых «Ритмов» уповают 9 человек;
* В скорую реализацию четвёртого «Санрайдера» надеются 8 человек;

Исходя из этого, почти 3/4 проголосовавших искренне верят, что переносов «ЛМР» больше не будет (либо у Key руки не дойдут до вторых «Ритмов», а LIS забьют на «Сайрадер»).

Слуги. Слева направо: Гильгамеш, Ассасин, Арчер, Сэйбер, Берсеркер, Лансер, Кастер, Райдер (какого хрена она на отшибе!?).
Источник: Яндекс.Картинки.
Слуги. Слева направо: Гильгамеш, Ассасин, Арчер, Сэйбер, Берсеркер, Лансер, Кастер, Райдер (какого хрена она на отшибе!?). Источник: Яндекс.Картинки.

Теперь к тому, ради чего вы здесь. В 2004 году Type-Moon выпустила визуальную новеллу «Fate/Stay Night», ставшую по-настоящему легендарной: авторы умело смешали эпос древности с популярным нынче жанром фентези, причём для минимального понимания вселенной Фейта необязательно проходить первую новеллу Moon – «Tsukihime» (но желательно, всех тонкостей в «Фейт» не запихнёшь, хотя казалось бы; кстати, ремейк «Цукишиме» ждёт своего релиза уже 8 лет... ). Хватило место всему: и интересному повествованию, и интересным персонажам (деление на положительных и отрицательных героев присутствует, но большинство из них настолько хорошо проработаны и интересны, что поневоле даже точку зрения Котомине поймёшь), и философии о добре и зле, и неоправданным роялям в кустах и нелогичностям (вроде той, что «Судьба», претендуя на такую глубину, по-прежнему имеет черты гарема, а солидная часть действующих лиц – подростки, что странно, учитывая значимость событий). В любом, случае, мне «Fate» однозначно зашла (личная оценка новеллы: 8,5/10) и потому просмотр аниме-адаптации был делом решённым. Что из этого вышло, расскажу дальше.

1. О сюжете и мире «Судьбы» (в контексте первого аниме). Смыслы.
Студия: Studio Deen. Дата выхода: 2006, зима. Средневзвешенная оценка: 7,66 (взяты сайты Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 24820); личная оценка: 7,8.

Обложка аниме-адаптации. Для толком нераскрытого персонажа Арчер занимает дофига места на постере...
Источник: взято с сайта yummyanime.club.
Обложка аниме-адаптации. Для толком нераскрытого персонажа Арчер занимает дофига места на постере... Источник: взято с сайта yummyanime.club.

Как и положено адаптации от новеллы, аниме в сжатом варианте вводит нас в курс дела. Эм, то есть не очень вводит: почти весь пролог изъят из обращения (кроме двух сцен, из которых становится ясно только то, что Рин призвала Арчера, а хотела Сэйбер). Так или иначе, всё вертится вокруг невысокого рыжеволосого паренька Эмии Широ (правильней «Сиро», но это уже устоявшаяся норма), что живёт в городке Фуюки, изучает по ночам в сарае магию, кушает завтраки, которые ему 1,5 года готовит кохай Мато Сакура (и это тот неловкий момент, когда безответная любовь персонажа видна тебе уже в 1-й серии, а развития не будет вплоть до экранизации третьей арки...), ходит в школу, чинит там же оборудование, восхищается красавицей Тосакой Рин, мечтает стать героем, в общем, проводит беззаботную жизнь. Пока и он не оказывается втянут в тайное ночное (а то днём заметят ещё) противостояние магов-Мастеров и их Слуг – героических душ, получивших материальные тела и являющихся, по сути, фамильярами первых, но притом имеющие самосознание, а порой и волю и собственное мнение. Цель противостояния в овладении Святым Граалем – не то сосудом, не то скоплением магической энергии, способным исполнить желание обретшего его (только через бой, а то не считается; серьёзно, такое правило). Сам Широ, что по большой удаче призвал самого элитного слугу – мечника или Сэйбер (помимо Сэйбер, в аниме призваны слуги ещё 6 классов: Арчер (стрелок), Лансер (копейщик), Райдер (наездник), Кастер (маг), Ассасин (скрытый убийца), Берсеркер (безумец)), которая спасла его от расправы Лансера (хотя того понять можно: нефиг было за боем Слуг подглядывать!). Самому Эмии Грааль нафиг не сдался (стать героем и спасти человечество он эгоистично хочет сам, без помощи всяких там Граалей), но опасаясь, как бы какое зло не получило Грааль и не устроило локальный Холокост (в таковой десятилетней давности – времени предыдущей, Четвёртой войны Грааля – и попал Широ, которого спас, усыновил, чему-то обучил и передал свои идеалы маг Кирицугу), Эмия соглашается участвовать в войне: тем паче, у Сэйбер – невысокой блондинки в латах и с невидимым мечом – есть-таки желание, которое надо исполнить.

Файт в Фейте.
Источник: Яндекс.Картинки.
Файт в Фейте. Источник: Яндекс.Картинки.

Дальше, собственно, и следует Пятая война Святого Грааля: Эмия объединятся с Тосакой и тандемом сражаются с другими Мастерами и их Слугами (правда, финал эпичен, а посему там только Эмия и Сейбер против ... и ...). Притом аниме позволило себя ряд вольностей, взяв куски (ибн спойлеры) из второй и даже чуточку из третьей частей: так, спасшая Широ и объяснившая что к чему Тосака поначалу не хочет объединяться с ним и устраивает баттл в школе (идёт небольшой заход на вторую арку; в принципе, он некритичный), про барьер, вытягивающий энергию (для потребления Слугами, чьи HP и Power зависят от этого показателя) из учеников школы Эмии, узнаётся только к середине (а не в прологе... ах да, его тут нет). Также по-иному передана схватка с Кастер: кусочек также взят из второй части, но кусочек... умудрился отослать (послать) к третьей части, включая Сакуру (со спойлерами этот момент разберём чуть ниже), да и сама изменённая схватка Широ, Тосаки и Сэйбер с Кастер и Ассасином получает жирнющий минус за сеттинг. Единственным полностью оправданным отступлением от новеллы, не нарушившим логику повествования, а привнёсшим действительно нужное, считаю битву Арчера с Берсерком (хотя фантазм Арчера и засветился в бою, нам на тот момент это ничего не сказало о его личности).

То чувство, когда глобальный лор не раскрыт до конца...
Источник: Яндекс.Картинки.
То чувство, когда глобальный лор не раскрыт до конца... Источник: Яндекс.Картинки.

И ещё плохо раскрыты правила вселенной, в которой происходит действо. Пять видов Волшебства? Разница между магами и волшебниками (да, по лору «Фейта» это не синонимы), хотя бы упоминание последних как владеющих иной формой преобразования энергии? Наличие и действия целой Ассоциации Магов, которая следит за правилами войны (в аниме этот факт выражен только в наличии Котомине как Наблюдателя)? Наличие противоборствующей организации, Святой Церкви (Котомине состоит и в ней, владея, таким образом, ещё и их магией)? Разбор (не такой подробный, как в новелле, но хоть какой-нибудь) принципов действия магии (пять видов стихий, коими владеет Тосака, принципы «укрепления» и «проецирования», что доступны Широ)? Есть ли хоть что-то из этого в аниме? Ответ: НЕТ. В мир «Фейта» нас не погружают (что уж там, даже как именно Слуги призываются, не скажут), отчего страдает и восприятие сюжета и атмосферность снижена (словно в тумане бродишь). Можно считать это аниме только для фанатов «Фейта», но обычно аниме-адаптации делают, чтобы привлечь новую аудиторию, а для этого желательно сделать его более понятным для новичков. Но тут не так...

Кто-то просто взял и совместил моих любимых персонажей в игре на одной картинке! Слева направо: Лансер, Райдер, Арчер, Сэйбер, Широ, Рин, Сакура, Котомине.
Источник: Яндекс.Картинки.
Кто-то просто взял и совместил моих любимых персонажей в игре на одной картинке! Слева направо: Лансер, Райдер, Арчер, Сэйбер, Широ, Рин, Сакура, Котомине. Источник: Яндекс.Картинки.

Забывая об этих отклонениях, предположении о том, что аниме только для знакомых с оригинальной новеллой, а также об одной вырвиглазной 3D-анимации (о ней дальше), в целом аниме вышло действительно атмосферным: тяжёлая атмосфера боёв, сами бои, проходящие каждый раз на грани возможностей героев против превосходящего противника (да, это штамп, но штамп родом из древнего эпоса), это было передано на достойном уровне. Взгляды Широ на этот мир, его наивно-утопическая концепция всеспасения и то, как рьяно он её отстаивает, заслуживает уважения (хотя ГГ по-прежнему наивный дурачок, часто действующий импульсивно). Симпатию вызывают и Сэйбер, чьё истинное желание заключается в том, чтобы изменить прошлое к лучшему, и Рин, которая хотя и маг и должна по идее хладнокровно и расчётливо идти к своей цели, сокрушая всё на своём пути, раз за за разом проявляет человечность. Одиночество Илии (когда самый близкий для тебя чело... Слуга – молчаливая 2,5-метровая громадина, друзей нет, а братика надо убить, слово «безысходность» само напрашивается), тяготы Кастер (та ещё ведьма, но и ничто человеческое ей ни чуждо), просто порядочность Лансера (Кухулина, для которого понятия чести и долга материальны), самопожертвование Арчера (хотя во второй арке он и начудит) – в аниме по-прежнему можно найти героев, за которых будет болеть душа. Также поднимается тема принятия своего прошлого (к чему в итоге приходят Широ и Сейбер), отношения к Слугам как к людям, поскольку у них есть и сознание, и воля, и их нельзя считать фамильярами, созданными исключительно для выполнения приказов (это приводит также к тому, что Эмия и Сэйбер влюбляются друг в друга), справедливое отношение к женщинам (неожиданно, но послушайте Гильгамеша или доводы Широ, не желавшего сражений Сэйбер, сами поймёте, что к чему), ну и конечно, концепция «спасти всех, стать героем». Здесь Эмия безоговорочно ей следует и она почти срабатывает (хотя убитых Мастеров и Слуг не воскресить). Другие варианты развития как событий, так и взглядов Эмии показаны в других арках игры и их аниме-адаптациях.

2. Персонажи.

Эмия Широ – чуть не погибший при пожаре за десять лет до Пятой войны, спасённый Кирицугу и перенявший его мечту, старшеклассник. Любит готовку, возню в сарае (магию и просто ремонт техники), постоянно где-то подрабатывает. Покладистый флегматик, которому сложно кому-то отказать и коим можно помыкать. Мечтает стать героем и даже имеет (как оказывается, скрытые силы для этого). Наивный дурачок. Не женат.
Слуга: Сэйбер.

Тосака Рин – лучший персонаж как игры, так и аниме. Обожает подтрунивать над другими, показывать собственное превосходство (обычно полушутя), всегда готова протянуть руку помощи (но она цундере, посему признаться в симпатии для неё невозможно) и вообще, душа за род людской у неё также болит, однако, в отличие от Широ, она более прагматична и потому её действия более обдуманы и осмыслены. Не замужем.
Слуга: Арчер (с которым у неё тоже не сразу заладилось).

Сэйбер – призванная вновь в этот мир Слуга (в самой первой серии аниме нам нагло спойлерят её бой с царям героев из Четвёртой войны), для которой не составило трудности адаптироваться к современному миру (прощай, клише про попаданцев). Пришла в сей бренный мир из Средневековья. Сдержанная, мужественная, непобедимая, спокойная, любящая львов, людей в целом и покушать женщина-воин. Не замужем.
Мастер: Эмия Широ.

Мато Сакура – над год младше Эмии, безответно влюблённая в него девушка. Скромна, сдержана в поведении и общении, тяжело сходится с людьми, член секции лучников (которую забросил Эмия). Любит готовить. Упряма, имеет черты яндере, не желая ни под каким соусом прекращать каждый день заходить к Эмии. Молча сносит побои родного брата Синдзи и имеет необязательный спойлер в аниме. Не замужем.
Хе-хе.

Илиясфиль фон Айнцберн – лоля-маядере из неназванной северной страны в Европе (Германия? финские евреи?), которая называет Широ братиком (и нет, это не придания ей очков милоты) и одновременно с тем жаждет его убить или хотя бы превратить куклу для своих целей. Живёт в замке в лесу под присмотром двух не самых общительных и человечных слуг и совсем уж необщительного Берсеркера. Имеет сразу две роли в войне святого Грааля. Истина об Илии раскрыта в 3-й части. Не замужем.
Слуга: Берсеркер.

Кастер – Слуга, которая, будучи магом, призвала другого Слугу (Ассасина, Сасаки Кодзиро, парня, которому ничего не остаётся, кроме как сойтись в достойной его клинка схватке), посему порой важничает. Обитает в храме Рюдо, где потягивает магическую энергию из жителей Фуюки, оправдывая титул ведьмы (ей не говорите! обижается!), но при том имеющая грустную историю, уходящую в древнегреческие мифы. Стала такой благодаря судьбе. В аниме строит подземный город (и это невероятная тупость! Серьёзно, зачем? Нафига ей тратить накопленную ману на то, что никак не ускоряет призыв Грааля (в новелле об этом ни слова, а какого-то своего мира в аниме не придумали)!? Почему не потратить ману на армию костяных фамильяров, к чему этот эпик? Ради эпика!? Красоты? Но в новелле у неё не было увлечения древнегреческой архитектурой, хотя она из эпохи героев). Эльфийка (!). Помолвлена с Кудзуки Соичиро (и это по искренней любви), человеком-воплощением кудере, по сравнению с которым камень выглядит эмоциональным.
Слуга: Ассасин. Мастер: Кудзуки Соичиро.

Гильгамеш – царь героев, величайший герой шумерского эпоса (соответствие персонажа оригиналу из эпоса спорно), блондин, златобронированный, богатый, самовлюблённый, могущественный: кроме копилки с оригиналами всех Небесных Фантазмов – особых именных оружий Слуг, имеет в распоряжении меч, разрезавший небо и землю (Энума-Элиш). Ведёт себя соответствующе: считает всех людей шавками и искренне желает их аннигиляции, желает Сэйбер (просто желает, как вещь) и в целом ведёт себя так, что так и хочется напомнить, что он тоже смертен. Будучи объективно сильнейшим из всех Слуг, постоянно подводится собственным ЧСВ, не знающим никаких границ. Не женат.
Мастер: способен действовать без Мастера.

Котомине Кирей – священник (и маг (и наблюдатель)), способный заглядывать в душу главному герою (жаль, в аниме этого не передали), отчего последнего корёжит. Имеет свои взгляды на мир (раскрыть их спойлеру подобно), утверждает, что любит всё человечество. Вдовец.
...

Арчер – слуга Рин, необычайно высокого роста (не то, что Эмия!). Привязан к своей хозяйке. Невзлюбил Широ с первого взгляда. Будучи нераскрытым персонажем (по причине отсутствия пролога и того, что в целом его раскрытие будет во второй арке), после боя с Берсеркером завоёвывает всеобщую симпатию. Не женат.

Лансер – превосходного рода копейщик, для которого действительно ещё что-то значит понятие чести. Врагов убивает безжалостно, невинных – с некой долей сожаления. Способен на порядочные и только порядочные поступки. Не женат.
Мастер: ага, так я вам и сказал.

Райдер – персонаж, не раскрытый в первой арке. Добавлена по причине своей красоты и необходимости сказать пару слов о её мастере – Мато Синдзи – человеке, что избивает собственную сестру, трусливо прячется за спиной Райдер, одновременно унижая её (вообще, хобби Синдзи самоутверждаться за счёт других). Конец войны для Райдер печалит :(, а вот судьба Синдзи – нет (вообще нет).

Если кто забыл, как выглядит Тайга, вот она, лежит.
Источник: скриншот из аниме «Судьба/Ночь схватки6 Клинков бесконечный край». ©Type-Moon, ©Ufotable.
Если кто забыл, как выглядит Тайга, вот она, лежит. Источник: скриншот из аниме «Судьба/Ночь схватки6 Клинков бесконечный край». ©Type-Moon, ©Ufotable.

А вот Фудзимура Тайга (опекун Широ, его учитель английского, абсолютно без тормозов, каких-либо ограничителей и с совершенно ужасающими мимикой и перепадами в интонациях) в аниме раскрыта хуже, чем в новелле: все её бесячие ужимки, повадки и гэги остались, а единичные проявления адекватности и здравомыслия почти все потёрты.

3. Анимация.

Данное аниме не придумывало, как ufotable, велосипед, а просто взяло рисовку новеллы (фоны из новеллы и даже несколько CG из новеллы) и расширило её до аниме. Исходя из этого, аниме получилось действительно больше для тех, кому по душе новеллы. Бои же... ну, с «Бесконечным краем клинков» сравнивать как-то нечестно, но даже и так экшена много не вышло, да и общая постановка их прихрамывает немножко. Но что по настоящему не камильфо, так...

Тот самый момент с  3D-графикой. Я не знаю, кому в голову это вообще могло прийти.
Источник: скриншот из аниме «Судьба/Ночь схватки».
Тот самый момент с 3D-графикой. Я не знаю, кому в голову это вообще могло прийти. Источник: скриншот из аниме «Судьба/Ночь схватки».

...эта 3D-анимация в виде драконов, которую вставили в... вместо хентай-сцены из игры. И честное слово, чёрный экран лучше увиденной сцены, которая, помимо того, что, походу, олицетворяет что-то (Широ внутри Сэйбер, дракон... там же), абсолютно, абсолютно, абсолютно неуместна, а ещё неэстетична и зря тратит время! На её фоне даже тентакли из последней серии выглядят смотрибельно.

В целом плюс (хотя ограниченный бюджет налицо в рисовке), но за абсолютно ненужный 3D-графен жирный минус.

4. Саундтрек, опенинги.

В аниме решили придумать свою музыку (из игры взято от силы две-три композиции). Большая её часть действительно в тему, помогает атмосфере, но забывается уже через день. И тут минус в сравнении с игрой, где даже тема церкви засела в голове, хотя оная монотонна донельзя.

Спойлеры, спойлеры, спойлеры! Как их можно не любить!?
Источник: там же.
Спойлеры, спойлеры, спойлеры! Как их можно не любить!? Источник: там же.

А вот опенинг первой части получился действительно хорошим: спокойная атмосферная музыка (и песня), смены кадров, по которым можно узнать основных персонажей и увидеть отсылку к игре. Второй опенинг, видимо решил: «А какого хрена?» и за две минуты снабдил нас ещё одним спойлером (подчеркнув ещё один, который сделали чуть позднее), да и вообще столь резкую смену темпов я так и не принял.

5. По итогу.

Новелла «Судьба/Ночь схватки» получила хорошую аниме-адаптацию. Но, безусловно, заслуживала лучшую (хотя и говорят, что то была лучшая работа студии Studio Deen): с более раскрытым миром, без ненужных и неуместных вкраплений 3D, совсем странных сюжетных поворотов и излишних спойлеров. Но всё же, стоит отметить, что основные идеи, заложенные в первой арке новелле, аниме передать удалось. Именно поэтому, его можно рекомендовать к просмотру. Но только после того, как ознакомитесь с прологом (либо пройдя пролог в новелле, либо посмотрев пролог в «Бесконечном крае клинков»), иначе многое в мире «Фейта» так и останется непонятным, поскольку первая адаптация, увы, лор не раскрыла. В остальном же вполне смотрибельное аниме (концовка там, кстати, не самая счастливая).

Что ж... После просмотра первой арки, неминуемы просмотры и обзоры второй и третьей арок. И это действительно интересно: учли ли Ufotable (создатели многим зашедшего «Клинка») ошибки предшественника и смогли ли, не отходя от канонов, привнести нечто своё, попутно раскрывая вселенную «Фейта», укладываясь в 24 серии? Просмотр покажет!
Тосака поздравляет вас! Вы почти дочитали эту долгую статью!
Источник: личный архив имени Тосаки.
Тосака поздравляет вас! Вы почти дочитали эту долгую статью! Источник: личный архив имени Тосаки.

Спасибо, что дочитали до конца (кажется, это ещё один лонгрид)! Если вам понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! До скорых встреч!

#визуальные новеллы #манга #романтика #ФЕНТЕЗИ