Найти в Дзене
Ксения Самохина

Тайны Ватикана или как закалялось стекло

Оглавление


Все картины в соборе святого Петра — это микромозаика по эскизам Рафаэля и других художников эпохи. На изготовление одной картины уходило в среднем по 15 лет.

На курс микромозаики к нам в академию приезжала дама весьма преклонных лет из самого Ватикана. Так исторически сложилось, что эта крохотная страна — родина такого же крохотного вида мозаики.

Крест с микромозаикой из Ватикана
Крест с микромозаикой из Ватикана

На сегодняшний день в Ватикане есть всего два производства, если не считать банковское дело: печать марок и микромозаика. По-итальянски её ещё называют mosaico filato, что дословно означает пряденая или ниточная мозаика.

Зародилось это искусство в конце семнадцатого века благодаря, как сказали бы сегодня, эффективному решению. Картины в церквях портились и нужно было придумать что-то более долговечное.

Долгое время мастерство микромозаики было секретным и передавалось строго из поколения в поколение. Ровно до тех пор, когда свободные рабочие места в Ватикане закончились. Тогда дети и прочие ближайшее родственники секретных мастеров пошли в народ, то есть начали сами себе создавать рабочие места, зарабатывая на изготовлении ювелирных украшений с микромозаикой. Удивительной красоты работы они творили. Но это уже другая история, о ней напишу отдельный пост. А пока вернёмся к истокам.

Экскурсоводы утверждают, что в картинах собора Святого Петра использовано 28000 цветов.

Сказав это, дама засмеялась. Дело в том, что посчитать количество используемых оттенков невозможно просто потому, что там не используют готовые цвета.

Цвет

Для получения всевозможных цветов мастера используют madre tinta, что представляет собой первичную материю со сверхвысоким содержанием пигмента. Палитра цветов как у Мондриана: белый, желтый, красный и синий.

А ещё в Ватикане хранится книга с рецептами получения различных цветов и оттенков благодаря смешиванию различных ингредиентов. И вот эта книга секретная. Ведь если работать на глаз, то повторить в точности какой-либо цвет невозможно. Основные составляющие для приготовления материала — это madre tinta и стекло, немаловажную роль играет температура. Некоторые оксиды при различных температурах могут иметь разные цвета.

Madre tinta стоит дорого и возни с ней много, поэтому многие современные студии, работающие с микромозаикой плавят обычное смальто. И мы в академии с нашей преподавательницей из Ватикана плавили смальто. Единственное, не каждый современный материал плавится, все зависит от химических компонентов в составе.


Верхний кусочек смальто будет плавиться, а нижний нет
Верхний кусочек смальто будет плавиться, а нижний нет

Приготовление

Расплавив ингредиенты и смешав их, специальными щипцами начинают вытягивать «спагетти». «Спагетти» могут быть многоцветными и иметь различную форму. Остывает практически мгновенно.

Формирование стеклянной палочки
Формирование стеклянной палочки

Клеящее вещество

С конца семнадцатого века рецепт состава, на который выкладывается микромозаика остался неизменным:

В равных пропорциях смешиваются известь и перетертый в пыль Травертин (типичный римский камень, из него построен Колизей). И эту смесь перетирают со смесью масел: льняное масло варёное и оно же, но сырое. Хорошо всё перемешав, полученный состав оставляют высохнуть. Занимает это много времени, иногда до года. Поэтому в Ватикане готовят сразу много. Высохшая смесь становится похожей на камень, который затем перетирают в пыль и снова смешивают со смесью масел, только тогда можно использовать. Современные технологии имеют альтернативные варианты базы для микромозаики — полимерная глина или эпоксидная смола, но в Ватикане верны традициям.

1. Первое пробное упражнение в Mosaic Art School в Равенне делают на базе из пластилина 2. Работа над кулоном с микромозаикой
1. Первое пробное упражнение в Mosaic Art School в Равенне делают на базе из пластилина 2. Работа над кулоном с микромозаикой

Процесс

Мозаику начинают выкладывать только от края. Каждая стеклянная спагетти надпиливается треугольным ювелирным наждаком на нужной высоте и по спилу отламывается. В клеящую смесь такая минитессера должна уходить на треть своей длины.

Можно приступать к работе
Можно приступать к работе

И в завершении, покажу ту кривулю, которая получилась у меня на первом уроке. Рядом на фото для масштаба обычный пинцет, который является основным инструментом в работе.

-6