Найти в Дзене
AUTO__MAFIA

«Приют старой техники» — коллекция из сотни советских автомобилей в г. Вологда

Коллекция старых автомобилей — это не всегда государственный или частный музей или увлечение для долларовых миллионеров. Житель города Вологда Артём Манчутин собрал почти сотню машин, как обычно говорят, на "голом энтузиазме".

– Для меня эпоха советских времен добрая, – говорит Артем. – Это наша история, наши воспоминания, которые, сохраняя сейчас, мы успеваем передать нашим детям и потомкам, ведь через пять лет этого всего не будет. Для многих с вещами из советского времени связаны приятные воспоминания, возможно, с родными и любимыми людьми, которых уже нет. Все выросли на советских игрушках, велосипедах, да и автомобиль был в семье один и на много-​много лет, а не как сейчас, что у каждого своя иномарка и через пару лет люди ее уже меняют, продавая без сожаления.

Коллекция, позднее получившая название «Приют старой техники», когда-то начиналась с нескольких советских «Москвичей», но постепенно машин становилось всё больше и больше… А кроме автомобилей тут появились старые мотоциклы, телефонные будки, светофоры, почтовые ящики, радиоприёмники, игрушки, вывески и множество других напоминаний о советской эпохе.

-2

– С самого детства отец мне дарил модели разных машинок, наши же жигули, москвичи, запорожцы, – вспоминает Артем. – Я играл, собирал, что-​то и ломалось, но хранил их, берег каждую. А когда вырос, перешел на настоящие машины из СССР. Моя взрослая коллекция началась с «Запорожца», в старых советских фильмах он был везде, мне нравился, маленький, горбатенький такой, двери в другую сторону открываются. И тогда пришла любовь к этому делу. В наше время люди же мечтают, наоборот, о крутых иномарках, а меня всегда тянуло к нашим машинам, видимо, с детства прикипел к ним душой. После «Запорожца» был «Москвич», на котором я объехал половину России, побывал на всевозможных ретрофестивалях, посвященных раритетной технике. Да и сейчас я катаюсь на «Москвиче». Для кого-​то дико ездить на такой машине, а я этим всем болею, живу.

Со временем машин становилось все больше и больше, вся округа была уставлена. Когда их число превысило 50, понадобилась дополнительная земля под них. Полтора года назад выкупил соседние 14 соток. Цена за участок была высокая, да и 20 лет на нем ничего не делалось, были джунгли. Пришлось выкорчевывать кусты, завозить грунт, щебень, песок, асфальт, но теперь приют ретротехники уже можно считать открытым.

-3

Один из заметных экспонатов коллекции — отреставрированный милицейский мотоцикл «Урал» с яркой жёлто-синей окраской. Это не стилизация, а подлинная машина стражей порядка. Как уверяет Артём, таких оригинальных мотоциклов нет даже в ведомственных музеях: в своё время их просто списывали, а потом, спохватившись, делали реплики.

Не все машины «Приюта» блестят так же, как милицейский мотоцикл. Большая часть автомобилей потрёпана жизнью, но полусгнивших скелетов здесь нет — просто техника с естественными для своего возраста следами эксплуатации. Некомплектные и повреждённые машины Артём по мере сил и возможностей реставрирует и возвращает к исходному виду.

-4

Например, эту «Волгу» ожидает замена проржавевших передних крыльев. В 1978 году автомобиль был выигран в лотерею ДОСААФ — невероятное событие для тех лет — и долгие годы радовал удачливого владельца. А потом машину надолго поставили в гараж с прохудившейся крышей, и вода, капля за каплей, сделала своё дело: в обоих крыльях, ровно над фарами, появились сквозные отверстия. А пару лет назад наследники хозяина «Волги» передали машину в «Приют».

За каждым автомобилем своя история. – «Москвич» 1967 года выпуска, как в фильме «Бриллиантовая рука», – рассказывает Артем, – я забрал у мужчины, который его не продавал никому, так как автомобиль был памятью о любимом дедушке. А, например, инвалидная мотоколяска мне досталась вообще без пробега. Ее выдали дедуле, который пришел в «Спорттовары», чтобы от нее отказаться, такая ему была не нужна. Но время было другое: раз выделено, бери и уходи. Мотоколяску он получил и увез в Кувшиново, соседи срезали с нее мотор, и та провалялась под яблоней 23 года. Нам ее лишь пришлось полностью покрасить заново. Еще у нас есть «Волга», один в один, как была у Юрия Никулина, машина редкая. На ней ездил наш известный музыкант, дирижер Виктор Леонидович Кочнев. После она простояла в гараже 16 лет, туда даже никто не заходил. В советское время это была такая машина, которую нереально было купить. Из редких еще есть – «Опель Рекорд Олимпия» 1964 года, в живых таких машин осталось всего пять штук по России. Отдал дедушка из Шексны, стояла во дворе, дети всю изуродовали, были разбиты фары.

-5

А вот и представитель «капиталистической» страны — седан Mercedes-Benz 200 в кузове W123. Машина в отличном состоянии, но прежний владелец по какой-то причине решил сдать её в металлолом, прибыв на пункт приёмки своим ходом. К счастью, этот «Мерс» тоже удалось спасти от переплавки.

-6

Самое свежее обновление в коллекции — белая «Ока» 2002 года. У неё, как и у любой другой машины здесь, есть своя история. Много лет назад её выделили ветерану войны, но тот из-за преклонного возраста почти не ездил за рулём, и поэтому «Ока» сохранила состояние нового автомобиля. А теперь наследники ветерана подарили машину «Приюту» — в память о дедушке.

Кроме солидного ретропарка у Артема собрана огромная коллекция советских игрушек, а также есть коллекции значков, автомобильных номеров и даже почтовых ящиков.

– Педальных детских машинок у меня в коллекции пара десятков, сложно в цифрах уже называть, – рассказывает Артем. – Еще у меня есть стена из номеров со всех регионов России: с 01 и до 99. Вся страна на одной стене. Когда был маленьким, нашел номер от велосипеда, меня это так удивило, пришел к папе, показал, а он и поведал, что раньше и номера были у велосипедов, и права даже выдавались. Сейчас я собираю техдокументацию начиная с 30-х годов – это техпаспорта, номера, удостоверения различные. Номера собирал сначала старые, черные, желтые, белые, потом начал региональные коллекционировать. Все российские номера собрал за два года. Некоторые уже раритет, их не выдают. Номера вообще найти сложно. Из Бурятии мне один человек прислал 17 кг табличек, там у них утилизация происходит просто: привозят номера в мешках и выкидывают за гаражами. А ящики почтовые вовремя успел собрать, так как их ГОСТ был уничтожен, его сейчас нет. Собрал разных стандартов: сельские, городские, для внутренней почты, междугородней. Сейчас же никто не пишет письма, но я храню письма друзей, те, которые с армии остались, еще в коллекции есть немного марок, но их собираю без фанатизма.

Настоящей реставрацией ретро техники Артем не планируется заниматься, говорит, хлопотно и дорого, он все же коллекционер, но техническую базу для восстановления машин планирует сделать в ближайшее время. Свое детище с музеем даже просит не сравнивать, называет приютом, так как слишком разные цели у этих двух заведений.

-7

– Сейчас ни минуты нельзя медлить, многое уничтожается, – с горечью говорит Артем. – Можно заниматься одной машиной или мотоциклом год, реставрация – это всегда долго. Только покрасить – не проблема, самое главное, чтобы они все были комплектные, к нам же зачастую попадают перебитые, без фар, стекол, колпаков, без ничего. При этом заведутся многие машины и сейчас, большинство приехали своим ходом. В ближайшее время будем восстанавливать автомобиль почты «ЕРАЗ» и гэдээровский микроавтобус «Баркас». И мы не торгуем этими машинами и ретро-вещами, а привозим в наш музей, где они навсегда остаются на своем месте. Кто-​то говорит, что такие машины выглядят топорно, что в советское время их производили, как попало, но ничего подобного. Все было сделано качественно, иначе бы эти машины столько бы не простояли. К тому же раньше люди относились к технике аккуратно, бережно, не гоняли больше 60 км/ч. Жизнь была спокойная, размеренная, на выходные ездили за грибами, ягодами, не было такого ритма, в каком мы сейчас живем. Всем всего хватало.

Приходите в гости

По профессии Артем водитель, работает на одной из автобаз. Он признается, что поддерживать и пополнять коллекцию непросто, зарплаты не хватает. В его увлечении помогают друзья, знакомые, поступают и добровольные пожертвования. По словам коллекционера, работа в ретроприюте идет 24 часа семь дней в неделю, планы грандиозные: благоустройство территории, установка видеонаблюдения, участие в городских мероприятиях. И в приют к Артему люди едут из всех городов России, чтобы вновь окунутся в те времена, где прошло их детство.

– В прошлом году в приют приезжали из 14 городов, все посетители находили меня в интернете. Двери открыты всем, вход бесплатный, – отмечает Артем. – Сейчас на очереди на выкуп стоят 12 машин. Например, в Огарково меня ждет машинка ТУМ – это тротуароуборочная техника – маленькая, смешная трехколесная со щеткой, ножом и пескоподачей. Таких всего было выпущено 600 штук. В Вологде она работала на стадионе «Динамо», потом ее передали в «Труд», когда он закрылся, машину списали, а один человек ее выкупил и сохранил. Еще три такие машины стоят в музее в Эстонии, в Подмосковье и в Сочи. А на День города мы будем делать для вологжан экспозицию «советский туризм», привезем туда прицеп «Скиф», аппарат для газводы и телефонный аппарат. Но постепенно отхожу от участия в городских мероприятиях, власти нас не поддерживают, хотя регулярно обращаются за экспозицией ретровещей для городских мероприятий.

На неделе Артем работает, а вот в выходные двери приюта открыты всем желающим. Говорит, рад принять всех и провести экскурсию, главное, чтобы было время и погода позволяла.

Найти музей просто, «ВКонтакте» есть группа с одноименным названием "Приют старой техники в Бурцево", там можно найти меня и узнать мой телефон, – говорит Артем. – Так что жду всех желающих и любопытных в гости, а также буду рад любой помощи в воссоздании той эпохи, которая от нас все больше и больше отдаляется. Только в наших руках сохранить ту часть истории, в которой прожили несколько наших поколений.

wroom.ru/news/11611
Спасибо Александру Круглову за фото и материалы

-8
-9

-10