209 подписчиков

Как "учат" проводить общие собрания собственников

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников. Он проводился в государственном образовательном учреждении Московской области "Учебно-курсовой комбинат ЖКХ". И это оказалось очень печальным зрелищем: чтение презентации с кучей ошибок и древнейшей судебной практикой.

Вебинар не извиняет даже его бесплатность: наличие официального статуса образовательного учреждения повышает уровень доверия людей к рассаднику ересей. И всё это происходит в Московской области - регионе, где жилищная инспекция рассматривает протоколы собраний под микроскопом, а если не находит ошибок, то придумывает их, когда надо отказать во внесении изменений в реестр лицензий при выборе собственниками новой управляющей компании.

Поэтому такое вредительство нуждается в разборе. Ниже - голубые снимки частей экрана с вебинара и мои текстовые комментарии к ним.

Из первых слайдов:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.

Автор заявляет, что излагает положения из Жилищного кодекса РФ, однако Жилищный кодекс не знает такой классификации собраний (первоначальное, очередное, внеочередное). В ч. 1 и ч. 2 ст. 45 ЖК РФ есть только 2 вида собрания - годовое и внеочередное:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме...
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными...

Никаких первоначальных и очередных там нет. То есть читателям предлагается какая-то бытовая классификация, не имеющая никакого практического и юридического значения.

Более того, дальше эти виды превращаются в другие:

годовые пропали, первоначальное заменилось первичным, а вместо внеочередного возникло "по выбору УО"
годовые пропали, первоначальное заменилось первичным, а вместо внеочередного возникло "по выбору УО"

"Первичное" собрание упоминается в методических рекомендациях Минстроя 2014 года (приказ 411/пр), но это:

  1. именно "рекомендации",
  2. сильно устаревшие - не учитывают множество изменений в кодекс, внесенных за 6 лет,
  3. изданы до приказов Минстроя с обязательными требованиями к оформлению итогов собраний (937/пр и сменившего его 44/пр),
  4. автор ссылается на ЖК РФ, а не на рекомендации Минстроя РФ.

В своё время это был очень полезный документ, потому что люди не знали, как хотя бы примерно должно выглядеть собрание и его результаты. Теперь же на него можно ориентироваться с кучей оговорок и большой осторожностью.

В ЖК, повторюсь, "первичного", как и "первоначального" нет; в рекомендациях Минстроя этот термин был введен для изложения особенностей подготовки к такому собранию.

Дальше автор, не стесняясь обильно ссылаться на кодекс, опять несёт отсебятину, когда перечисляет возможных инициаторов собрания по той же авторской классификации этих собраний:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-3

Из инициаторов собрания полностью вывалилась управляющая организация, хотя:

Общее собрание собственников может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным МКД по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).

Орган местного самоуправления также не упомянут. Он зачем-то заменен территориальным органом исполнительной власти, который типа может созывать собрание [только] по выбору управляющей организации. Если открыть ч. 6 ст. 161 ЖК РФ, то там написано:

Орган местного самоуправления не позднее чем за месяц до окончания срока действия указанного в ч. 5 настоящей статьи договора управления МКД созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

Если бы автор почитал соседнюю статью - 161.1, то в ч. 2 он бы увидел, что у органов местного самоуправления есть формальное полномочие проводить собрание по выбору совета МКД (или созданию ТСЖ):

В случаях, указанных в ч. 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета МКД собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в МКД, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

То есть, орган местного самоуправления может созывать собрание по ряду вопросов, перечисленных в ЖК РФ (напр., ч. 1.1 ст. 165, ч. 6 ст. 170, ч. 9 ст. 175, ч. 4 ст. 200). Но это, видимо, секретная информация.

Если представить, что "очередное" собрание существует не только в воображении автора, то, по его логике, проводить его могут лишь те собственники, кому поручили проведение таких собраний на то ли "первичном", то ли "первоначальном" собрании.

Что делать, если на "первичном" этот вопрос не решался, или если эти люди перестали быть собственниками помещений, или просто не собираются ничего созывать? Мы с вами не узнаем ответа на этот вопрос.

Про "избранных на первичном собрании" собственников можно было встретить в морально устаревшем и уже упомянутом 411 Приказе Минстроя, но, повторюсь, эта рекомендация не имеет отношения к реальной жизни и ЖК РФ.

Если возвращаться к практике, то любые - годовые и внеочередные - собрания проводятся любыми собственниками; есть возможность содействия со стороны УО в проведении таких собраний (ч. 6 ст. 45 ЖК). Также собрание может инициировать управляющая организация самостоятельно, и - в определенных случаях - орган местного самоуправления.

Потом автор зачитывает про формы собраний:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-4

Очная - набор слов, из которых больше всего режет глаза "реестр собственников, принявших участие в собрании". По Приказу Минстроя 44/пр с обязательными требованиями к оформлению протоколов собраний, к протоколу, среди прочего, прикладываются реестр [всех] собственников и список присутствующих. Никакого симбиоза этих двух обязательных приложений в приказе не упоминается.

Заочная - не ГИСом единым можно проводить заочные собрания с использованием информационной системы.

Ладно, здесь я уже придираюсь. Но дальше - хуже:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-5

Здесь вроде бы про компетенцию собрания, но, на самом деле, про количество голосов. Оно по мнению автора, бывает либо "больше 50%", либо "не менее 2/3 голосов". При чем в первую категорию попал весь "п. 2 ст. 44" (какой "п"? статья 44 состоит из частей, а потом уже - пунктов, но это болезнь почти всей презентации), а про две трети сделана ссылка на "п.1 ст. 46".

Кто хоть раз в жизни проводил собрание и открывал ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, тот знает, что в ней содержатся основные требования к количеству голосов по разным вопросам, не только две трети:

50% есть от голосов всех собственников, а есть от принимающих участие в собрании; отдельный порядок подсчета по вопросу о переводе помещения
50% есть от голосов всех собственников, а есть от принимающих участие в собрании; отдельный порядок подсчета по вопросу о переводе помещения

Кроме того, требования к количеству голосов содержатся в другим нормах кодекса, например, про создание ТСЖ или уменьшение общего имущества. Таблицы с количеством голосов выкладывала на своем телеграм канале.

Чтец переходит к уведомлению о собранию:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-7

Зачем ссылаться на норму про собрание членов ТСЖ (ст. 146), если вебинар про собрание собственников? Да какая разница, все равно в ч. 4 ст. 45 ЖК РФ про собрание собственников указан тот же срок.

Такое впечатление, что заказные письма - безальтернативный способ уведомления о собрании, хотя вручение сообщения под роспись - полноценная дешевая замена письмам (при отсутствии решения собрания об упрощенном порядке уведомления), предусмотренная той же ч. 4 ст. 45 ЖК РФ.

Дальше вспоминаются уже все способы уведомления в одной куче, в том числе "под роспись":

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-8

Последний пункт не имеет никакого отношения к собраниям собственников, так как касается собраний членов ТСЖ, как и решение суда, на которое указана ссылка.

Чтец и/или автор презентации смешивает очно-заочное собрание и заочное собрание с использованием информационной системы:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-9

В сообщении об очно-заочном голосовании не надо указывать то, что требуется для онлайн-собраний (заочных с использованием информационных систем).

Содержание обычного сообщения о собрании указано в ч. 5 ст. 45 ЖК РФ, а дополнения из ч. 4 ст. 47.1 ЖК РФ касаются лишь заочных голосований через систему, что прямо следует из содержания нормы ("в случае использования системы при проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного голосования").

Традиционное очно-заочное голосование не предусматривает, что заочная часть проводится через систему; это простой сбор обычных письменных решений:

Общее собрание собственников помещений в МКД может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 47 ЖК РФ).

В общем, и здесь солянка.

С понятием представителя собственника там совсем беда:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-10

Не нужно быть юристом, не обязательно иметь узкую специализацию по ЖКХ или являться цивилистом, чтобы знать, что представителем можно быть не только на основании доверенности, но и на других законных основаниях. Любой родитель знает, что он законный представитель своего ребенка. Любой руководитель организации в курсе, что он вправе действовать от имени юридического лица без доверенности.

Неужели нельзя было при составлении презентации посмотреть нормы закона, на которые сделаны ссылки?

не одна лишь доверенность тут указана (ч. 2 ст. 48)
не одна лишь доверенность тут указана (ч. 2 ст. 48)

Дальше чтецу задали вопрос: "УК уполномочена заверять доверенность?". На что последовал ответ: "да, конечно". Такой некомпетентный ответ лишний раз подтверждает, что читающий презентацию человек не изучал вопрос. Выше вы видите, что доверенность удостоверяется нотариально или должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 3 и 4 ст. 185.1 Гражданского кодекса РФ. Откроем же эти пункты:

Подписчики моего основного телеграм канала ЖКХ поделились со мной ссылкой на вебинар о проведении общих собраний собственников.-12

А теперь найдите в этом списке УК.

УК есть в ст. 53 ГПК РФ, но там про доверенности на ведение дела в суде, а не на участие в собрании. Можно относиться к этому по-разному, но на процедуру оформления доверенности это не влияет. УК не может заверить доверенность на участие в общем собрании. А если она (или ТСЖ) всё же заверит, то бумажка не станет отвечать требованиям ч. 2 ст. 48 ЖК РФ, голоса такого представителя будут вычтены судом при оспаривании решения собрания. Подробнее об этом писала здесь.

Оформлению итогов автор практически не уделил внимания (не успел), и это к лучшему.

На вебинаре были рассмотрены "общие положения" о проведении собраний, проведение онлайн-собраний (последние изменения) и голосование через ЕИАС ЖКХ МО. Я разобрала только только первую общую часть, так как она актуальна для всех. По онлайн-голосованиям я пишу свою отдельную статью, а инструкция использования ЕИАС носила действительно практический характер (с точки зрения технических особенностей системы).

Итог: это безобразие.

Если в моём первом "анти"обзоре инструкцию от Собдома ещё можно было объяснить желанием впарить изобретенный автором "имущественный паспорт дома", то здесь я никаких объяснений не вижу. Что мешает образовательному учреждению пригласить тех юристов, которые плотно занимаются ЖКХ в целом и собраниями в частности, - загадка. Зачем поручать "универсальным" юристам "просвещать" людей по таким важным, но узким темам, я не поняла. Страшно представить, если платные курсы этого заведения такого же качества.

Обходите такие вебинары стороной.

____________________

Список моих публикаций про собрания доступен на телеграм канале ЖКХ.