Найти тему
Непопулярное мнение

Сделай нас едиными

Оглавление
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Наш цикл о Великой Французской Революции продолжается, нравится ли это кому-нибудь или нет. И сегодня мы поговорим о межфракционной войне революционеров. Да-да-да, не удивляйтесь: несмотря на всю ранее обозначенную эффективность, радикальное крыло, на самом деле, не было единым. Никогда. Однако проблемы начались в тот день, когда были разгромлены лоялисты, против которых было так удобно дружить.
Два раза "ку", мои малиновые штаны. Наш цикл о Великой Французской Революции продолжается, нравится ли это кому-нибудь или нет. И сегодня мы поговорим о межфракционной войне революционеров. Да-да-да, не удивляйтесь: несмотря на всю ранее обозначенную эффективность, радикальное крыло, на самом деле, не было единым. Никогда. Однако проблемы начались в тот день, когда были разгромлены лоялисты, против которых было так удобно дружить.

Эббертисты и дантонисты

Итак, условно эти две фракции звали себя эбертистами и дантонистами.

Вы спросите: кто же из низ был ответственен за террор? Эм-м-м... никто. Им занимались якобинцы-монтаньяры, которым эбертисты очень "сочувствовали".

Тем не менее, для простоты давайте оставим якобинцев пока за скобками (мы к ним очень быстро вернёмся, поверьте) и попытаемся сосредоточиться именно что на этих стремительно радикализировавшихся фракциях.

Эбертисты обозвали себя в честь Жака Эбера, котиорый, по иронии, никогда не стоял во главе их фракции (что должно было бы подтолкнуть их назваться кордельерами, в честь клуба, где они тусили, как это сделали с собой якобинцы) и всячески топили за всё хорошее против всего плохого. В частности, они бы с радостью и сами террором занялись, чтобы "вычистить всю эту грязь" да силёнок изначально у них было не то, чтобы много. Изначально.

Дантонисты (нет, как раз тут Дантон очень даже причём) позиционировали себя, как реакционеров, которые считали, что революция слишком отклоняется от изначального курса: дескать, со всей этой растущей централизацией теряется дух "правления народа" и просто подменяется один король другим, просто со сменой названия.

Я думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, чем закончится это противостояние. Политика террора была любима простым народом и, в то же время, была единственным действенным способом удержать хоть какое-то подобие порядка во Франции, где итак царили те ещё разброд и шатание. Дантонисты были обречены. Причём, совершенно законно: не для того якобинцы декреты выпускали о чрезвычайном положении, чтобы наматывать сопли на кулак о каком-то там духе революции. Однако... реальность, как всегда, оказалась куда непредсказуемей и нелепей любых наших домыслов.
Я думаю, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, чем закончится это противостояние. Политика террора была любима простым народом и, в то же время, была единственным действенным способом удержать хоть какое-то подобие порядка во Франции, где итак царили те ещё разброд и шатание. Дантонисты были обречены. Причём, совершенно законно: не для того якобинцы декреты выпускали о чрезвычайном положении, чтобы наматывать сопли на кулак о каком-то там духе революции. Однако... реальность, как всегда, оказалась куда непредсказуемей и нелепей любых наших домыслов.

Дехристианизация

А вот за что надо сказать однозначное "спасибо" эбертистам, так это за компанию дехристианизации в рамках которой был выдуман тот знаменитый мемный календарь.

Хочу напомнить, что несмотря на нелепость некоторых решений в рамках этой знаменитой кампании, священники, действительно, то и дело пихали революции палки в колёса, в то время, как на данный момент установление единой власти стране было ой, как необходимо. Борьба с системой в прямом смысле вела к анархии со всеми вытекающими. И это даже не красивый речевой оборот.

Другой вопрос, что реализация была откровенно хреновой. Настолько, что не только Далтон, но и сам Робеспьер высказались против этой инициативы и предприняли все усилия, чтобы положить конец движению, компрометирующему революцию.

Радикальные эбертисты оказались куда как радикальней, чем следовало. Они слишком ярко топили за экстремизм, что вредило так называемому "революционному единству", которого так хотелось стоящим у руля якобинцам. Разумеется, товарищ, постоянно подкидывающий тупые идеи и на постоянной основе стреляющий себе в ногу, был Робесьперу, как собаке пятое колесо. И, да, сравнение намеренно было сделано настолько нелепое.
Радикальные эбертисты оказались куда как радикальней, чем следовало. Они слишком ярко топили за экстремизм, что вредило так называемому "революционному единству", которого так хотелось стоящим у руля якобинцам. Разумеется, товарищ, постоянно подкидывающий тупые идеи и на постоянной основе стреляющий себе в ногу, был Робесьперу, как собаке пятое колесо. И, да, сравнение намеренно было сделано настолько нелепое.

Кто бы мог подумать?

В итоге выкрутасы эбертистов, у которых как не отмена понедельников, так призыв конфискации всего имущества у тех, кто кажутся подозрительными. А вы догадываетесь, кого считали подозрительными эти выхухоли.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения якобинцев были призывы к арестам и конфискациям во время очередного продовольственного кризиса. И, в итоге, 22 вантоза II года (12 марта 1794 года) было принято решение избавиться от излишне радикальных эбертистов.

Белыми канатами было сшито дело об иностранном заговоре, а затем чик... гильотина.

Иронично, что изнутри эпоха террора выглядит не так, как о ней принято рассказывать, не так ли? Каково ваше непопулярное мнение?