Эббертисты и дантонисты
Итак, условно эти две фракции звали себя эбертистами и дантонистами.
Вы спросите: кто же из низ был ответственен за террор? Эм-м-м... никто. Им занимались якобинцы-монтаньяры, которым эбертисты очень "сочувствовали".
Тем не менее, для простоты давайте оставим якобинцев пока за скобками (мы к ним очень быстро вернёмся, поверьте) и попытаемся сосредоточиться именно что на этих стремительно радикализировавшихся фракциях.
Эбертисты обозвали себя в честь Жака Эбера, котиорый, по иронии, никогда не стоял во главе их фракции (что должно было бы подтолкнуть их назваться кордельерами, в честь клуба, где они тусили, как это сделали с собой якобинцы) и всячески топили за всё хорошее против всего плохого. В частности, они бы с радостью и сами террором занялись, чтобы "вычистить всю эту грязь" да силёнок изначально у них было не то, чтобы много. Изначально.
Дантонисты (нет, как раз тут Дантон очень даже причём) позиционировали себя, как реакционеров, которые считали, что революция слишком отклоняется от изначального курса: дескать, со всей этой растущей централизацией теряется дух "правления народа" и просто подменяется один король другим, просто со сменой названия.
Дехристианизация
А вот за что надо сказать однозначное "спасибо" эбертистам, так это за компанию дехристианизации в рамках которой был выдуман тот знаменитый мемный календарь.
Хочу напомнить, что несмотря на нелепость некоторых решений в рамках этой знаменитой кампании, священники, действительно, то и дело пихали революции палки в колёса, в то время, как на данный момент установление единой власти стране было ой, как необходимо. Борьба с системой в прямом смысле вела к анархии со всеми вытекающими. И это даже не красивый речевой оборот.
Другой вопрос, что реализация была откровенно хреновой. Настолько, что не только Далтон, но и сам Робеспьер высказались против этой инициативы и предприняли все усилия, чтобы положить конец движению, компрометирующему революцию.
Кто бы мог подумать?
В итоге выкрутасы эбертистов, у которых как не отмена понедельников, так призыв конфискации всего имущества у тех, кто кажутся подозрительными. А вы догадываетесь, кого считали подозрительными эти выхухоли.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения якобинцев были призывы к арестам и конфискациям во время очередного продовольственного кризиса. И, в итоге, 22 вантоза II года (12 марта 1794 года) было принято решение избавиться от излишне радикальных эбертистов.
Белыми канатами было сшито дело об иностранном заговоре, а затем чик... гильотина.
Иронично, что изнутри эпоха террора выглядит не так, как о ней принято рассказывать, не так ли? Каково ваше непопулярное мнение?