Предположим, что ты уже прошел через все этапы рефлексии по поводу интернет-магазина (зачем он нужен, какие выгоды получишь и т.д.) и теперь находишься в раздумьях с чего начать и что делать.
Первое - товар
Конечно же, недостаточно просто хотеть иметь магазин, нужен товар. Ответь себе на вопросы:
- какой у меня товар?
- его ассортимент?
- кто поставщики? надежные?
- где и как организовано хранение товара?
- какие сроки поставки товара?
- какой должна быть реализация - оптовая или розничная?
- какова будет цена? себестоимость? чистый доход?
Продумай всю схему взаимодействия с товаром, чтобы у тебя самого не было никаких вопросов.
Второе - доставка и оплата
Да, эти вопросы тоже следует проработать в самом начале.
- как я буду доставлять товар?
- какова стоимость доставки будет у меня?
- насколько доступна будет доставка для покупателя?
- какие способы оплаты я сделаю?
- с какими типами лиц (физ/юр) я буду работать?
Точно также, как с товаром, прорабатываешь все, что касается доставки и оплаты. В процессе размышлений всегда появляются дополнительные вопросы - записывай их и старайся отвечать себе на них.
Третье - платформа и схема работы
Чем меньше ассортимент товара, тем проще работать с интернет-магазином.
- что будет представлять из себя ИМ - обычный каталог или полноценный магазин?
- как будут поступать заказы от покупателей - через форму заявки на сайте или через корзину?
- каким образом покупатели будут узнавать об акциях - через email-рассылку или личный кабинет?
- какие взаимодействия может совершать покупатель с товаром - выбирать количество, параметры (цвет, размер и т.п.)?
Чтобы проще было работать с этим разделом вопросов, просто представь себя покупателем своего ИМ - что ты делаешь, что хотел бы видеть, как бы хотел, чтобы все работало?
Четвертое - брендинг
Разработка фирменного стиля - отдельный этап.
- насколько узнаваем должен быть бренд?
- будет ли бренд присутствовать на товаре?
- кто или что будет представителем бренда?
- какова аудитория бренда? что они любят, ненавидят, очень хотят, избегают?
- какой будет цветовая палитра?
- какие элементы фирменного стиля будут доступны покупателю - визитки, пакеты, упаковка, календари, блокноты и пр.?
Инструменты в помощь
- анализ конкурентов - просто ищешь аналогичные ИМ и как посетитель исследуешь каждый уголок, как все организовано, какие есть фишки. Что нравится - думаешь, как сделать лучше. Что не нравится - исключаешь у себя и делаешь на этом акцент, что этого нет и вообще у тебя все супер.
- майнд-карта - не поленись составить эдакую развернутую структуру вопросов и ответов, чтобы в итоге вся карта, вся картина всего процесса была у тебя перед глазами.
- анализ платформ для ИМ - поищи, какие CMS вообще есть, как они справляются со своими задачами, дорогие они для тебя или нормально, какие "баги" (недостатки) у них есть и какие преимущества. Выбор системы управления сайтом - это как выбор торговой точки, где важно учесть внешний вид, внутреннее состояние, расположение и т.д.
Разработчики
Если у тебя есть на примете человек, который сделает тебе ИМ (да, коммерческая CMS стоит отдельно, услуги разработки отдельно) - отлично. Но если такого нет, то постарайся найти того, у кого есть хотя бы минимальная юридическая ответственность - чтобы заключить договор, открыто провести оплату и получить возврат средств, если что-то пошло не так. Если ищешь среди фрилансеров, то помни:
- большое портфолио не говорит о том, что человек работает честно;
- прочти все негативные отзывы, они есть у всех, должны быть (подозрительно, если нет, т.к. на всех не угодишь), поинтересуйся у самого фрилансера, в чем там дело было;
- попробуй связаться с заказчиками, поспрашивай у них, как им было работать с этим человеком;
- не доверяй вслепую - проверь всю информацию;
- попробуй дать тестовое задание - за него придется заплатить, но ты узнаешь как работает человек в самом процессе.
Вывод
Стать владельцем ИМ просто, но нужно проработать очень много вопросов, прежде чем что-то начинать. Задавай себе как много больше вопросов. Решай их постепенно и ты придешь к тому моменту, что все непонимание и страхи уйдут, а в голове будет ясная картина.