240 подписчиков

Провал городской электрички в столице Урала

7,1K прочитали

Всем привет.

Каждый год я езжу в столицу Урала - город Екатеринбург. Город по своему красив, ему будут ещё посвящены посты. Но сейчас я затрону тему одного из видов транспорта - городского электропоезда.

Маршрут электропоезда соединяет между собой отдалённые районы и центр города, открыт 1 сентября 2005 года.

Всем привет. Каждый год я езжу в столицу Урала - город Екатеринбург. Город по своему красив, ему будут ещё посвящены посты.

Проходит он по транссибирской магистрали (участок Екатеринбург-сортировочный - Шарташ), а далее сворачивает в сторону Челябинска на однопутный участок. Для этого был электрифицирован кусок линии Шарташ - Верхний Уфалей - Челябинск от станции Шарташ до станции Сысерть.

Городская электричка, так её прозвали местные жители, пользовалась бешеной популярностью по нескольким причинам:

1) Провозная способность. Вначале здесь курсировали электропоезда по 6 вагонов, что даже на платформы не все вмещались

2) Стоимость. Здесь она равнялась стоимости проезда в городском общественном транспорте.

3) Скорость. Электропоезд не стоит в пробках, да и обособлен от автотранспорта

4) Удобство пересадок на другие поезда. По станциям Шарташ, Екатеринбург-Пассажирский, Екатеринбург-сортировочный, платформам Первомайская, Виз, Электродепо можно было сделать пересадку с/на других пригородных поездов, что было очень важным для жителей пригородов, работающих в городе и наоборот.

Поначалу кажется да-да, всё очень хорошо. Но почему я назвал статью "Провалом"? К сожалению, проект де-факто провалился. Но почему же, спросите вы? Тут есть несколько причин:

1) Повышение цены проезда. Да-да, в ноябре 2018-го цена проезда была поднята в 2,5 раза. Была введена обычная тарификация, которая используется при пригородных перевозках. То есть грубо говоря с 22 рублей вне зависимости от расстояния, до 73 рублей(из конца в конец). Минимальная на тот момент была 29 рублей. По имеющейся информации, город отказался полностью возмещать перевозчику все издержки на перевозки и удержание тарифа на постоянном уровне. Вследствие этого так же часть маршрутов обычных электропоездов были продлены и в бывшую "городскую" зону. Популярность электрички была подпорчена.

2) Электропоезд не был интегрирован в систему общественного транспорта города. В нём нельзя было проехать по проездному или расплатиться "электронным" кошельком.

3) Неудобство пересадок между другими видами транспорта. Да-да, пересадки между станциями городской электрички и другими видами транспорта были не очень удобными.

А сейчас подробно остановлюсь на каждом остановочном пункте:

1) Станция Сысерть.

Находится в одноимённом посёлке в 5-6 километрах от Екатеринбурга.

Станция Сысерть на карте.
Станция Сысерть на карте.
Электропоезд ЭД2Т-0015. Фото с сайта parovoz.com.
Электропоезд ЭД2Т-0015. Фото с сайта parovoz.com.

Здесь начинается электрификация линии. Раньше сюда ходили 1-2 пары электричек, сейчас всего один в сторону Екатеринбурга рано утром. Так же здесь останавливаются пригородные поезда в направлении Верхнего Уфалея. Неподалёку есть остановка 9-го автобуса из Екатеринбурга в Шабровский. Ходит 1-2 раза в час.

2) Платформа 21 километр.

Находится возле Полевского тракта и садоогородных массивов. Объёмы движения аналогичны Сысерти. Рядом строится путепровод ЕКАДа.

Платформа 21 километр
Платформа 21 километр
Платформа 21 километр. Фото с сайта parovoz.com.
Платформа 21 километр. Фото с сайта parovoz.com.

3) Станция Керамик.

Находится возле большой промзоны, а так же жилмассива.

Станция Керамик на карте
Станция Керамик на карте
Станция Керамик. Авторское фото
Станция Керамик. Авторское фото

На станции останавливаются 3 пары электропоездов, а так же пригородные поезда в сторону Верхнего Уфалея. Раньше останавливались и пассажирские, идущие в сторону Челябинска. Сейчас они имеют здесь лишь техническую стоянку. Рядом так же есть автобусная остановка "Станция Керамик", связанная со станцией дорожкой со ступеньками. Неподалёку есть трамвайное кольцо "Керамическая".

4) Платформа Вторчермет.

Находится рядом с одноимённой конечной трамвая. Так же рядом останавливаются городские автобусы и маршрутки. Так же неподалёку имеются промзона и жилмассив. Объём движения аналогичен Керамику.

Платформа Вторчермет на карте.
Платформа Вторчермет на карте.
Платформа Вторчерметю Фото с сайта parovoz.com
Платформа Вторчерметю Фото с сайта parovoz.com

5) Станция Уктус.

Станция находится глухой промозоне. Рядом имеется остановка автобуса и троллейбуса. Объём движения аналогичен предыдущему остановочному пункту.

Станция Уктус на карте.
Станция Уктус на карте.
Станция Уктус. Авторское фото
Станция Уктус. Авторское фото

6) Платформа Ботаническая.

Находится рядом с жилмассивом, аквапарком и торговым центром. Рядом находятся остановки троллейбуса, автобуса и маршрутного такси. Имеется надземный переход через ЕКАД. Так же неподалёку находится конечная одноимённая станция метрополитена.

Платформа Ботаническая на карте.
Платформа Ботаническая на карте.
Платформа Ботаническая. Фото с сайта parovoz.com.
Платформа Ботаническая. Фото с сайта parovoz.com.

Стоит отметить, что Ботаническая является единственным остановочным пунктом на линии, имеющим 2 платформы (не считая станций).

7) Платформа Лесотехническая

Находится на окраине города возле промзоны, рядом проходит Сибирский тракт с остановкой автобуса и маршрутного такси. Так же рядом находится 2 корпус Лестехнического университета.

Платформа Лесотехническая на карте.
Платформа Лесотехническая на карте.

8) Станция Шарташ

Крупная узловая станция. Через неё проходят 2 хода транссибирской магистрали. Через неё ходят электропоезда в сторону Богдановича, Каменск-Уральского, пригородные поезда в сторону Верхнего Уфалея и Егоршино. Так же её без остановки проследуют пассажирские поезда, идущие в сторону Челябинска, Екатеринбурга, Тюмени, Кургана и Устье-Ахи.

Так же рядом со станцией расположены несколько жилмассивов и Шарташский рынок и один из учебных полигонов для будущих железнодорожников. Возле станции находится одноимённая конечная остановка маршрутного такси.

Станция Шарташ на карте.
Станция Шарташ на карте.
Станция Шарташ. Авторское фото.
Станция Шарташ. Авторское фото.

9) Платформа Первомайская

Единственный остановочный пункт в здешних краях, имеющий наполовину высокую платформу. Частично расположен на путепроводе над проспектом Ленина. Находится практически в центре Екатеринбурга. Рядом находятся много культурных достопримечательностей, учебных заведений, коммерческих зон. В транспортном плане - вблизи имеются остановки трамвая, автобуса, маршрутного такси, пригородная автостанция Восточная. Объём движения поездов аналогичен Шарташу.

Платформа Первомайская на карте.
Платформа Первомайская на карте.
Платформа Первомайская. Фото из Яндекс-картинок.
Платформа Первомайская. Фото из Яндекс-картинок.

10) Станция Екатеринбург-пассажирский.

Основной вокзал города Екатеринбург. Здесь останавливаются пассажирские поезда, идущие в сторону Перми, Казани, Нижнего Тагила, Тюмени, Челябинска, Устье-Ахи, Кургана. Так же имеется и международное сообщение в виде поездов в Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Монголию, Китай, прицепного вагона в Северную Корею. Пригородные поезда отсюда идут в направлениях Дружинино, Кордона, Нижнего Тагила, Егоршино, Богдановича, Каменск-Уральского, Верхнего Уфалея.

Рядом находятся остановки всех видов городского транспорта: трамвая, троллейбуса, автобуса, маршрутного такси, метрополитена. Возле так же находится Северный автовокзал.

Неподалёку находятся жилые дома, отели, гостиницы, местные достопримечательности, огромная коммерческая зона. Севернее станции находится промзона.

Станция Екатеринбург-пассажирский на карте.
Станция Екатеринбург-пассажирский на карте.
Станция Екатеринбург-пассажирский. Фото с Яндекс-картинок.
Станция Екатеринбург-пассажирский. Фото с Яндекс-картинок.

В последние годы из-за политики РЖД в плане безопасности вокзал был испорчен. Привокзальную площадь оградили чёрным забором, поставив 3 контрольно-досмотровых пункта. Так же контрольно-досмотровые пункты находятся и в самих зданиях вокзалов, в том числе на входе в переходные тоннели. Это явление было в простонародии названо "Театр Безопасности". Я лично предпочитаю звать его "Цирк безопасности". В итоге нивелировалось одно из главных преимуществ железной дороги перед авиасообщением - возможность сразу приехать и сесть на транспорт. Перед входом на территорию вокзала надо отстоять длинную очередь, буквально вывернуть карманы на наличие железных предметов. Эти моменты очень нервируют пассажиров. Да и что мешает устроить мягко говоря беспорядки в самой очереди? Я лично этого не понимаю. Достаточно вспомнить последний терракт в Волгограде. Там тоже были приняты аналогичные меры, но это не помешало злоумышленнику. Надеюсь, в руководство РЖД со временем придут люди, комплексно оценивающие ситуацию со всех сторон, которые примут меры, не мешающие проходу пассажиров и в то же время обеспечивающие безопасность на транспорте.

11) Платформа ВИЗ

Платформа ВИЗ находится неподалёку от нескольких торговых центров и рынков. Рядом есть и несколько жилмассивов.

Так же рядом проходит трамвайная линия и находятся несколько остановок автобуса и маршрутных такси.

На данной платформе останавливаются электропоезда, идущие в сторону Дружинино, Кордона и Нижнего Тагила.

Является одной из двух платформ (наравне с Первомайской), имеющих кассовый павильон и турникеты. Но обойти их вполне можно переходному мосту.

Платформа ВИЗ на карте.
Платформа ВИЗ на карте.
Платформа ВИЗ. Фото с Яндекс-картинок.
Платформа ВИЗ. Фото с Яндекс-картинок.

12) Платформа Электродепо

Платформа Электродепо говорит сама за себя. Находится рядом с депо Екатеринбург-сортировочный. Объём движения аналогичен ВИЗу.

Рядом находится набережная реки Исеть, куда приезжают отдыхающие.

Если преодолеть один самых длинных в России переходных мостов, можно попасть в жилмассив, через которых проходят трамвай и маршрутные такси.

Платформа Электродепо на карте.
Платформа Электродепо на карте.
Платформа Электродепо. Фото с Википедии.
Платформа Электродепо. Фото с Википедии.

13) Екатеринбург - Сортировочный

Название говорит само за себя. Находится на узловой сортировочной станции на окраине города. Отсюда пути расходятся в сторону Казани, Перми и Нижнего Тагила. За станцией находится микрорайон Семь Ключей, куда ходит всего одна маршрутка.

Екатеринбург-сортировочный на карте.
Екатеринбург-сортировочный на карте.
Станция Екатеринбург-сортировочный. Фото из Яндекс-картинок.
Станция Екатеринбург-сортировочный. Фото из Яндекс-картинок.

Система городского электропоезда в Екатеринбурге, как писалось в начале поста практически потерпела крах. Но это можно исправить, сделав следующее:

1) Обеспечив более удобные подходы к его остановкам. Например, на остановочных пунктах Первомайская и Ботаническая сделав более пологие лестницы и построив лифты. На станциях Шарташ и Керамик вполне можно облагородить подходы к платформам от остановок общественного транспорта.

2) Построив высокие платформы с соответствующей инфраструктурой (лифтами, пандусами). Это утопия для Свердловской железной дороги, но на Первомайской ведь сделали хотя и наполовину высокую. Почему бы не ускорить посадку-высадку, сделав высокие платформы везде?

3) Обеспечить интеграцию в систему общественного транспорта города. Организация удобных пересадок с других видов общественного транспорта (удобные переходы с указателями), установление единого с городским тарифа. В этом плане наверное тут хорош только Вторчермет. О данном решении я частично упомянул в 1 пункте. По поводу тарифа можно перенять опыт соседней Перми - там на всей территории города на проезд в любом пригородном поезде тариф неизменен.

4) Коррекция расписания. В часы-пик в будни вполне можно уменьшить интервалы, а так же по возможности "подогнать" расписания к другим пригородным поездам и видам общественного транспорта.

5) Увеличение количества направлений. Почему-бы скажем не продлить маршрут до станции Шувакиш, завести маршруты через северный грузовой обход с организацией новых остановочных пунктов, вывести их в Кольцово (про электропоезд в Аэропорт я в курсе) и Исток, сделать пару рейсов на Аппаратную, забирая пассажиров и оттуда? Частично этот вопрос решается вводом единого тарифа, упомянутого в третьем пункте.

У проекта городского электропоезда в Екатеринбурге будущее весьма туманно. Но при должной организации и вложениях он способен стать весьма важным и эффективным способом передвижения по городу и не только.

Ну и на этом всё, всем пока))

Дальше - только интереснее :-)

Электропоезд ЭД4М-0047, следующий по маршруту Екатеринбург-сортировочный - Керамик на подходе к о.п. Ботаническая
Электропоезд ЭД4М-0047, следующий по маршруту Екатеринбург-сортировочный - Керамик на подходе к о.п. Ботаническая