В современном мире родители привыкли подолгу заботиться о своих детях, сдувать с них пылинки и беречь, как зеницу ока. Однако так было не всегда. Вот, например, детям в средневековой Европе жизнь после 7 лет уже не казалась такой беззаботной...
Однажды один помощник венецианского посла путешествовал по Англии в 1500 году и был поражен странным отношением к воспитанию детей.
Тогда он узнал, что в английских семьях независимо от класса и благосостояния ребенок после 7-9 лет отправлялся работать наемным служащим в дома чужих людей на 7 лет.
Как ему потом объяснили, родители это делают для блага своих же детей. Они отправляют своего ребенка к чужим людям (обычно отдавали в семьи торговцев, ремесленников, охотников и т.д.) за новыми знаниями и умениями в качестве слуг в цехах, ремесленников, рабочих в сельском хозяйстве и мануфактуре, лишь редко детей отправляли в церкви или университеты.
Мальчики из бедных семей могли стать конюхами, лакеями или носильщиками, девочки-горничными, няньками или судомойками.
Дети из богатых семей служили камердинерами, горничными и другими доверенными лицами в знаменитых семьях.
Так ребенок уже с ранних лет зарабатывал деньги и не обременял свою родную семью, приобретал навыки и деловые связи, усваивал общее понимание того, как общество ведет себя, и все это в процессе подготовки к вступлению во взрослое общество.
Конечно, для ребенка такого возраста разлука с семьей и родным домом была настоящим испытанием. Один мальчик жаловался в своем письме: "Ибо все это было для меня удовольствием, когда я был под опекой отца и матери от трех лет до 10 лет, теперь я обратился к мукам и боли".
Между хозяином и подростком создавался своего рода контракт, где описывались прямые обязанности со стороны хозяина дома и юного слуги:
Так, например, подросток должен был вести себя прилично, не уходить без разрешения из дома хозяина, не воровать, не играть в азартные игры, не посещать публичные дома или не жениться. Если он нарушит контракт, срок его ученичества будет удвоен до 14 лет.
Со стороны же хозяина бывало и по-разному. При хорошем раскладе, хозяин брал на себя роль опекуна и обещал давать ребенку пищу, учить его ремеслу и не наказывать слишком строго за ошибки, а в своем завещании и вовсе мог оставить ему некую долю своего имущества.
Однако бывали и недобросовестные хозяева, которые не стремились заниматься с детьми. Для них подростки были лишь полезным источником дешевой рабочей силы.
Так, мальчик по имени Майкл Бехайм был учеником купца в Милане в возрасте 12 лет. В 1520-х годах в письме своей матери он жаловался, что его не учили ни торговле, ни рынкам, а заставляли лишь подметать полы.
Бывали случаи жестокого наказания юных слуг, в случае не исполнения приказов. Но тот факт, что хозяева были судимы, показывает, что родители следили за жестоким обращением и не полностью отказывались от своих детей.
Спустя 7-10 лет, когда ребенок научился делать то, к чему его готовили, он выходил в свободное плаванье и становился полностью самостоятельным.
Хоть ему и было уже 14 -16 лет подростком его назвать было нельзя. В то время большинство подростков называли молодыми взрослыми, поэтому они любил заниматься тем же самым, что и другие взрослые: пить, играть в азартные игры и посещать публичные дома. Молодые люди из богатых семей любили проводить свободное время за охотой или за игрой на инструментах.
То, что дети рано взрослели, не означает, что они рано женились или выходили замуж. Вся эта история в наши дни с ранними браками в средневековье преувеличена — дворяне и королевские особы иногда так и поступали, но обычные молодые люди вступали в брак после 20 лет, когда они сами вставали на ноги и могли материально обеспечивать свою семью.
Читайте также:
СПАСИБО ВАМ ОГРОМНОЕ ЗА ПОДПИСКУ И ЛАЙКИ!!!!