Найти тему

НОРМАННЫ (часть 1)

«Не подлежит сомнению, что германцы вплоть до переселения народов были организованы в роды. Они, по-видимому, заняли территорию между Дунаем, Рейном, Вислой и северными морями только за несколько столетий до нашей эры; переселение кимвров и тевтонов было тогда еще в полном разгаре, а свевы прочно осели только во времена Цезаря… Германцы, по свидетельству Тацита, были очень многочисленным народом. Приблизительное представление о численности отдельных германских народов мы получаем у Цезаря; он определяет число появившихся на левом берегу Рейна узипетов и тенктеров в 180000 человек, включая женщин и детей» [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М., 1955-1981, т. 21, с. 134, 145].

Часть германских племен под именем тевтонов (северо-готов) освоила Ютландию и через Ютландский пролив проникла в Скандинавию. Память о переселении готов в Скандинавию хранит название островного государства Готланд (страна готов).

Цезарь считал свевов одним из самых сильных германских народов. Тацит (50-е гг. I века) отождествлял земли Свевии (Suebiae) практически со всей территорией Германии [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 25, 39].

Со временем стала складываться скандинавская кровная межплеменная общность, антропологически характеризуемая понятием нордической (северогерманской) расы, а, этнически - понятием норманны. Норманны (др. рус. Урмане) северные люди - общее имя датчан (данов), норвежцев (норгов), шведов (свеев) и исландцев.

Классовая организация древнескандинавского общества типична для раннефеодальной Европы. Ее составляли родовая военная и земельная знать (викинги, конунги, ярлы) свободные крестьяне общинники («бонды») и рабы («троллы»).

Рабами становились пленные, есть данные, что викинги покупали рабов на невольничьих рынках в Дублине и Византии. Рабы делали самую тяжелую и грязную работу. Хозяин по закону имел право забить раба до смерти как собаку или лошадь. Рабов зачастую не хоронили, их тела выбрасывались на съедение воронью и одичавшим псам.

Институт рабства являлся необходимым условием жизни викингов, поскольку без труда невольников бонды фермеры не могли существовать. В Х столетии, например, когда вольный норвежец и владелец скромного состояния оставлял имение для службы в королевском ополчении, согласно закону считалось достаточным, если трое рабов возьмут на себя обязанность по поддержанию дел на ферме, однако крупное имение могло потребовать труда 30, а то и более невольников [Шартран Р., Дюрам К., Харрисон М., Хит И. Викинги – М., 2008, c. 19].

Древнескандинавским институтом родового самоуправления были тинги - общие собрания взрослых членов соседских общин.

Норманнами руководили их военные вожди викинги. Древнее северогерманское слово викья означало схватить, что удастся. Некоторые исследователи считают слово викинг производным от древнескандинавского слова vík - залив, устье, с добавлением суффикса ing, обозначающего принадлежность, происхождение. Связь понятия викинг с древнескандинавским словом vík – залив, не случайна, поскольку характеризует ареал обитания норманнов по широкой дуге вокруг Балтийского моря.

Голова викинга IX века
Голова викинга IX века

Жизнь норманнов была неразрывно связана с морем, в этом их коренное отличие от оседлых народов феодальной Европы. Еще Плиний Старший (ок. 23-24-†79 гг. н.э) отметил мореходство торгующих свевов (Sueborum), потерпевших кораблекрушение на берегах Германии [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 23].

На острове Олс в Южной Дании в болоте Йортспринг обнаружилось первое сделанное из досок судно, которое датируется примерно 350 г. д.н.э. Ладья представляла собой крупное боевое каноэ, приводимое в движение силами 20 гребцов [Шартран Р., Дюрам К., Харрисон М., Хит И. Викинги – М., 2008, c. 143].

Скандинавия богата железом и древесиной, поэтому у её жителей было более чем достаточно материалов, необходимых для ковки оружия и строительства кораблей.

Корабль играл в жизни скандинава огромную роль. Нередко, наряду с гребцами и воинами, на кораблях находились и их домочадцы со своим имуществом. Норманны были прирожденными искусными корабелами и мореходам, больше они жили на воде, нежели на полях. В прибрежных водах и реках они использовали небольшие (12-32 пар весел) суда, в которых размещалось около 40 воинов. Суда норманнов были одинаково приспособлены как к весельному, так и парусному ходу.

Для походов в Атлантике норманны использовали большие суда - драккары, называвшиеся так по имени «дракона» украшавшего носовую часть корабля: «носовые украшения состояли из голов различных мифологических животных, их старались делать, сколь возможно, больших размеров и как бы желая поразить чудовищными изображениями глазеющую толпу; помещая их преимущественно на больших судах, так как размеры этих последних, в свою очередь, внушали к себе почтение… Самые украшения были или из цельного металла, кованные или отливные, а иногда, деревянные, обложенные золочеными или посеребряными листами. Такая роскошь обыкновенно поддерживалась влиятельными особами и богатыми людьми» [Боголюбов Н.П. История корабля. Томъ I. - М., 1879, c. 106]. Исландский скальд Ярлов образно пишет: «нос судна устремлялся вперед; и волны, смешанные с инеем, сотрясали украшенные голову и хвост дракона» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2010, т.V, c. 63].

Длина драккара достигала 25 м., ширина 4 м., высота мачты 13 м. Мачта была съемной. В 1893 году прототип драккара викингов пересек Атлантический океан от Норвегии до Ньюфаунленда менее чем за месяц, временами развивая скорость до 10 узлов [Сойер П. Эпоха викингов. СПб.: Евразия, 2006, c. 106].

Драккар викингов
Драккар викингов

Искусство мореплавания норманнов носило природный характер: знание направления ветров, их силы в известное время года и в известных местах, посещаемых норманнами. Они изучали силу и направление течений, величину и направление волн, время и высоту приливов и положение звезд на небе, когда удалялись от берегов. В походе норманны ориентировались главным образом по солнцу и звездам. Флок пишет, что полет птиц также принимался в соображение при плаваниях, известны случаи, когда при переходах к Исландии и Шотландии, норманны брали с собой ворон, выпуская их по пути, они следовали за их полетом [Боголюбов Н.П. История корабля. Томъ I. - М., 1879, c. 110].

По понятиям норманнов мореплавателей твердь земная была круглой, омываемая со всех сторон океаном. В этом они следовали миропониманию античной географии, в частности, Плинию Старшему, который писал: «Так разлившиеся вокруг и разделенные надвое со всех сторон земным шаром моря отнимают у нас часть небесного свода непреодолимым ни оттуда сюда ни отсюда туда течением» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Том I (I-VI вв.). - М., 1994, c. 23]. В «Орозии» короля Альфреда (конец IX в.) пишется: «земля норманнов очень длинная и очень узкая. Вся земля, пригодная для пастбищ или для пахоты, лежит у моря; однако и она очень камениста в некоторых местах» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2010, т. V c. 18]. Воспитанные в суровом климате, на почве непроизводительной, окаймленной пустынными скалистыми берегами, Норманны, терпя нужду и голод, искали удовлетворение потребностей своих в набегах и разбоях.

«Вожди в скандинавских сагах называются конингами и викингами. Оба этих термина перешли и в наш язык, получив славяно-русские формы князя и витязя». «Конунг, т.е. король, сохранял свое звание при морских походах и сражениях. Во всякое другое время все были равны, все садились за общий стол без соблюдения какого либо старшинства… Морской король норманнов, как храбрейший из храбрых, пользовался между ними безграничным доверием» [Боголюбов Н.П. История корабля. Томъ I. - М., 1879, c. 94-95].

«Слово Konig (Kuning) происходит от Kuni, Kunne и означает «старейшина рода… Возникновению королевской власти содействовал один институт – дружины. Грабеж стал целью» [Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 50 тт. Второе издание. – М.,1955-1981, т. 21, с. 107, 143]. Дружины норманнов являли собой сплоченные кровными связями родовые отряды.

Среди норманнов развилось варяжество как организация походов с целью грабежа и разбойных набегов на окружающие их земли. Другой особенностью варяжества было военное наемничество. Варяжество считалось среди скандинавов почетным промыслом, а иногда было и единственным источником средств существования.

Одна из причин возникновения варяжества заключалась в скандинавском родовом праве наследования, по которому имущество и ценности переходили только по старшинству. Молодежь, младшие члены рода оставались ни с чем, что вынуждало их собираться в отряды и оружием и воинским мастерством добывать себе средства на пропитание и содержание семей.

Другая причина варяжества имела под собой религиозные основания: «Многочисленность находимых в Скандинавии кладов объясняется и самой (скандинавской языческой) религией (поклонения верховному богу) Одину; блажен был тот, кто мог явиться в Валгаллу с богатым имуществом; сокровищами, потаенными в земле, обуславливались наслаждения другой жизни. К Одину было плохо являться с пустыми руками…. Отсюда, думает Гейер и непреодолимое стремление Норманнов к грабежу и морскому разбою» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. Спб., 1876, ч. II., прим. 46, XIX]. За деньги отряды варягов были готовы сражаться с кем угодно, даже со своими соплеменниками.

По мнению Г.Ф. Миллера, под именем Варягов «никакой в Скандинавии народ особливо не назывался, однако сие можно заподлинно доказать, что они ни из какой другой земли выехали как из Скандинавии. Варягами они назывались либо от искусства в мореплавании, в чем наибольше упражнялись, и для того, что морем в Россию пришли ... либо от искусства воинскаго, от старинного слова Вар, что войну у Скандинавов значило, в какой силе у Агличан и поныне употребляется. Потому и служившие из Скандинавов в гвардии при дворе Греческих Императоров в Царе граде Варанги назывались» [Пчелов Е.В. Рюриковичи: история династии. - М., 2003, c. 80].

Ф.С. Беэр пишет, что у Иоанна Магна: «Скандия от некоторых называется Вергион, и что оное значит, остров Волков… однако же в древнем языке не всегда значит волка, но разбойника и неприятеля» [Беэръ Феофилъ Сигефръ. Диссертацiя о варягах. - Спб., 1767, c. 31]. По летописцу, древляне, убив варяжского князя Игоря, через послов пришедших в Киев, объявили княгине Ольге: «Мужа твоего убихомь, бяше бо мужь твой аки волкъ восхищая и грабя» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Cпб., 1872, c. 54]. В этом смысле, на Руси возникло выражение явились злые вороги, т. е. враги.

---------------------------------------------------------

Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.