Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Наступающая неделя после Праздника Пятидесятницы, когда Церковь вспоминала событие сошествие Святого Духа на апостолов и учеников Христовых, первых членов земной Церкви, посвящена памяти Всех Святых. В событии Пятидесятницы исполнились слова из книги ветхозаветного пророка Иоиля:
«излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоил.2:28-29)».
С этого момента падшему человечеству открылась возможность не только приобщиться к Божественным Дарам Святого Духа, о которых провозвещал ветхозаветный пророк, но и стать Сынами Божьими, примирившись во Христе с Богом.
Но возникает вопрос насколько то, что дано нам Богом, а именно, возможность нашего освящения и благодатного общения со своим Творцом занимает наши желания и цели в повседневной земной жизни? Где пролегает для нас граница того, что крепко связывает нас с земным, или наоборот, отрывает от него, возводя к небесному? Ответ: в нашей вере. Слова Христа «по вере вашей да будет вам (Матф.9:29)», являются для каждого человека постоянной активной основой определяющей его земное существование.
За верой каждого из нас стоит личность, тот, кому мы верим, или через кого мы верим. Сказано Христом в Евангелии: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. (Матф.24:14)… И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. (Иоан.12:47-49)».
Всё человечество услышит о Христе, иначе Бог не был бы Всемогущим, и далее события будут развиваться согласно всем нам известной Евангельской притче, о сеятеле. Одни сразу же не поверят и отойдут, другие при испытаниях и скорбях потеряют веру и отпадут от Христа, третьи будут увлечены удовольствиями этого мира, потопив свою веру в плотских наслаждениях, не захотят нести труды покаяния, лишь четвёртые не потеряют во всех жизненных испытаниях свою веру во Христа и принесут Богу плоды покаяния, так «иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. (Матф.13:23)».
О них и сказано в сегодняшнем чтении апостола: «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими, иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. (Евр.11;33)».
То божественное и духовное, что не способно осознать и принять наше рациональное мышление, постигается нашей верой, именно она открывает человеку Бога и истинное познание самого себя. Что же такое вера и где её место в человеке? В критических ситуациях, которые порой бывают предельно тяжёлыми для нас, наше пораженное самолюбием собственное естество восстает, чтобы заставить нас сделать выбор по инстинкту самосохранения или самоугождения, в согласии с нашим земным опытом и страстным желанием, таким образом, в человеке возникает искушение веры.
Теперь возвращаясь к вопросу о том, где место духовной веры в человеке, отвечаем, - не в человеческих знаниях, не в моральных или нравственных качествах человека, а в его самоотвержении. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. (Матф.16:24-25)». Наша вера – это, прежде всего, движение, движение от себя или лучше сказать «против себя» к взаимоотношениям с Тем в Кого мы верим.
Если прекращается и останавливается наше движение, связанное с самоотвержением в общении со Христом, то угасает и наша вера. В этом ключе внутреннее трезвение и постоянное памятование о Христе для христианина становиться залогом его крепкой и живой веры.
Греческий богослов Христос Яннарес пишет о вере следующее: «Вера – это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с личностью… Когда Церковь призывает нас принять хранимую ею Истину, речь идет не о теоретических положениях, с которыми мы должны согласиться…без всяких рассуждений. То, что нам предлагают, – это личное отношение, это определенный образ жизни, основанный на личной связи с Богом или же последовательно ведущий к установлению подобной живой связи…Церковь есть тело общения, члены которого живут не ради самих себя, но в нераздельном единстве любви с другими членами того же тела и его главой – Христом». [1]
Многие вещи в Евангелие могут вызывать недоумение или неприятие, как у людей далёких от Церкви, так и у самих христиан участвующих в жизни Церкви. Например, сегодняшний отрывок, который мы слышали за богослужением: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф.19;29)». Где же истоки этого неприятия? Надо отметить, что это неприятие происходит не в рамках нашего сводного выбора или решения, как нам порой может казаться, а скорее в рамках нашей с вами повреждённой природы, которая довлеет над нашей свободой и нашим выбором.
Нигде, эта трагическая действительность не открывается человеку так ясно, как в монашестве, в аскетической жизни, где происходит жестокая борьба с собственной страстной природой в отказе от утех этого мира. В своём желании независимости и свободы от Бога, о которой возмечтали первые люди, соблазнившись словами дьявола, человек в действительности обрел рабство. Человек не свободен, человек оказался в плену собственной природы, которая сама в себе столь логична и последовательна, что даёт человеку в отрыве от общения с Богом, возможность гордо утверждаться в этом мире, наслаждаться его красотами, со всеми его удовольствиями и наслаждениями.
Гармония и красота видимого мира, заставляет нас тянуться ко всему красивому и приятному для наших чувств и плоти, и одновременно отворачиваться от уродливого и заставляющего испытывать неприязнь и страдания. По Максиму Исповеднику, это и является для нас тем познанием добра и зла, которое предлагал дьявол первым людям. «Нельзя любить безобразных или грешников, ибо нельзя быть влекомым ни к чему иному, как только к благу (м.с.: и это свойство нашей природы). В аскетическом же опыте, - пишет греческий митроп. Иоанн Зизиулас, - имеющем основание…(м.с.: соединение человека со Христом), человек любит как раз то, что лишено достоинство и безобразно, это означает, что человек любит в свободе от всякой разумной или нравственной необходимости и причинности…Человек в таком состоянии сдерживает свои естественные влечения не из-за отрицательного отношения к природе, но для того, чтобы он мог быть свободен любить всех, даже тех, кто не вызывает симпатии».
Пример победы над собственной природой, когда любовь существует в свободе от природной необходимости или тяги лишь к прекрасному показали святые: «Мы называем святым того, кто безрассудно влюблен в каждое творение Имянного Бога, – пишет Христос Яннарес,- даже в то, что для многих из нас есть фальшь природы: в пресмыкающихся, в хищников, в явных злодеев. И от воспоминания о них и их созерцания его глаза источали слезы... И он не мог выдерживать или слышать о какой-либо порче или печали, приключающейся с тварью... И через это и о бессловесных... и о птицах и о животных и о демонах... и об естестве пресмыкающихся... и о всей твари... на всякое время приносил молитву со слезами».
Преображение и победа над собственной природой у христианина была бы не полной, а скорее была бы вовсе не победа, если бы она ограничивалась лишь рамками земной жизни, потому как приближающаяся к нам физическая смерть, говорит о том, что мы проиграли войну с общей для всех людей природой в нашем отказе от земных утех, и вообще говорить о победе бессмысленно, если наша личность будет поглощена смертью вместе с нашим естеством. И всякий человек, осознающий себя лишь биологической личностью, ставя своё происхождение в один ряд с животным миром, считает безумием идти против собственной природы, ограничивая себя в желаниях и удовольствиях временной жизни.
Да, действительно, мы проигрываем войну с биологическим нашим существованием на этой земле, но во время этой войны во внутреннем мире христианина происходит нечто божественное и сокровенное, дающее ему ясную уверенность, что он сохранит свою личность, свою идентичность в загробном мире, и она не будет поглощена смертью вместе с его естеством. Данная уверенность зиждется не на отвлеченных идеях человека, а на возникших конкретных взаимоотношениях христианина с Иной Личностью, чем его собственная, с Божественной Личностью открывшейся ему в собственном сердце.
«В христианской традиции слово апокалипсис означает явление Имени. Любящий нас является Личностью и имеет Имя: Христос Иисус, Жених сокровенного "Я" или наших душ. Призыв любви, исходящий от Него, – необходимое условие "рождения свыше" для нашей личности».[2]
На этот призыв ответили Все Святые память которых сегодня празднуется. Этот же призыв обращён и к нам, но в контексте апостасийных времён, он имеет уже иную форму вопроса, выраженную в Евангельских словах Христа обращённых к двенадцати апостолам после того, как Христа покинула большая часть ходивших с Ним учеников: «Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. (Иоан.6:67-69)».
Да дарует нам Господь по молитвам апостолов и всех святых, также, в самоотвержении, уверовать в Него, и познать Его, как познали Его все святые, и в соответствии с этим блаженным познанием, отвергнуть «запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще (Евр. 12; 2)».
Аминь.
Использованы книги:
[1] Яннарес Христос. Вера Церкви. [Электронный ресурс].
[2] Яннарес Христос. Песня Песней. [Электронный ресурс].