Найти тему
зВерок

Иуда. Предатель поневоле

"Поцелуй Иуды". Художник Николай Мухин. Сайт www.mukhin.su
"Поцелуй Иуды". Художник Николай Мухин. Сайт www.mukhin.su

Отзыв на повесть "Иуда Искариот" Леонида Андреева

Я не религиозный человек. В том плане, что меня не интересует институт церкви, и для меня понятия Бог и церковь имеют значения если не противоположные, то во всяком случае различные. Любой текст религиозной тематики для меня – это прежде всего художественное произведение, основанное на реальных событиях или же полностью вымышленное автором. Мне глубоко симпатичен хрестоматийный образ Иисуса Христа, но не меньший восторг у меня вызывает и образ Воланда, например. В настоящей статье я рассуждаю не о библейских, а именно о литературных персонажах.

Так случилось, что я посмотрела фильм «Иуда» (2013 г., Россия, режиссер Андрей Богатырев) прежде, чем прочитала повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» (1907 г.). Фильм является полноценной экранизацией повести. Эта кинолента заслуживает внимания любителей серьезного кино, дает пищу для размышлений, и в целом оставляет тяжелые впечатления. Впрочем, как и положено хорошей драме.

В отличие от фильма, книга не оставила во мне такого мрачного следа. Ведь Андреев никоим образом не упомянул в тексте, что все существование евангельских путешественников сопровождала жара, пыль и грязь. У писателя на первом плане выступают эмоции, мысли и душевные терзания главного героя – Иуды.

Андреевский Иуда – личность противоречивая, загадочная. Он порочный, но мудрый, и транслирует самые верные, правдивые слова. Когда анализируешь прочитанное, соглашаешься с ним. Этот Иуда учит мыслить, мыслить критически.

Лично у меня большой интерес вызвала довольно дерзкая и странная догадка – Иуда есть отец Иисуса или же исполнитель отеческой воли. Поясню свое видение.

Андреев беспрестанно подчеркивает двойственность натуры Иуды как во внешности, так и в характере. Лицо Иуды – две половины, одна из которых (смешливая, кривляющаяся, с черным глазом) есть Дьявол, другая же (ледяная, строгая, с белым глазом) есть Бог.

С дьявольской половиной все понятно. Принято считать, что Иуда – сатана и предатель. Интереснее божественная сторона. Белый слепой глаз «смотрит» внимательно и следит за героями неотступно. Напоминает масонское всевидящее око и то, что мифические провидцы и пророки были слепыми, поскольку взамен физического зрения имели зрение духовное.

Иуда воплощает собой философскую мысль «В дьяволе бог». Единство добра и зла, равновесие двух энергий - божественного и земного начал.

Иуда дважды прямо называет Иисуса своим сыном. И любит он его безграничной отцовской любовью. Приведу цитаты из текста.

Что так болит у Иуды? Кто приложил огонь к его телу? Он сына своего отдает собакам!

И фраза, произнесенная Иудой в минуты, когда стражники жестоко избивали Иисуса и всячески глумились над ним. Слова, которые пронзают любое родительское сердце и вызывают сострадание, до слез:

Ах, больно, очень больно, сыночек мой, сыночек, сыночек. Больно, очень больно!..

Возомнил ли в горячечном бреду Иуда, что он отец, или же это действительно так – Андреев оставляет этот вопрос открытым. Автор предполагает, а читатели только догадываются. Ясно одно – Иуда является инструментом в свершении великой миссии Иисуса на земле. И после смерти они встретятся «там», в горнем мире. Иуда, а не апостол Петр, будет подле Христа.

Да! Целованием любви предаем мы тебя. Целованием любви предаем мы тебя на поругание, на истязание, на смерть! Голосом любви скликаем мы палачей из темных нор и ставим крест – и высоко над теменем земли мы поднимаем на кресте любовью распятую любовь.

Андреевский Иисус знает, для чего с ним рядом Иуда. Он намеренно мучает его, то приближая, то отдаляя от себя.

Даже люди, совсем лишенные проницательности, ясно понимали, глядя на Искариота, что такой человек не может принести добра, а Иисус приблизил его и даже рядом с собою – рядом с собою посадил Иуду.
И в скором времени опять вышло так, что все они тесною кучкою шли впереди, а Иуда – Иуда-победитель – Иуда сильный – один плелся сзади, глотая пыль.
Сухая смоковница, которую нужно порубить секирою, - ведь это я, это он обо мне сказал. Почему же он не рубит? Он не смеет, Фома. Я его знаю: он боится Иуды! … Он любит глупых, предателей, лжецов.

Повесть «Иуда Искариот» абсолютно переворачивает привычные представления о предательстве Иуды. Да, Иуда предает, но лишь по велению свыше. Он любит Иисуса и не желает предательства.

Одной рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои планы.

И если Иуда предает вынужденно, то ученики Иисуса делают это по собственной воле.

Своего учителя они всегда любят, но больше мертвым, чем живым. Когда учитель жив, он может спросить у них урок, и тогда им будет плохо. А когда учитель умирает, они сами становятся учителями, и плохо делается уже другим!

И грош цена любви учеников, которые не захотели защитить учителя в страшный час, испугавшись за себя.

Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идет и делает все.

За произведение «Иуда Искариот» Леонид Андреев подвергся тяжелой критике не только среди общественности, но и в литературных кругах. Даже Лев Толстой, который на старости лет попытается написать собственное Евангелие, резко осуждал Андреева.

На мой взгляд, повесть поистине шикарная, философская. Ее стоить перечесть не единожды, чтобы вновь и вновь открывать для себя новые смыслы и символы.

Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки, пишите комментарии. Буду рада общению!