Найти тему
Алексей Передереев

Здравый смысл и сроки налоговых проверок: есть ли общее?

Оглавление

Когда вашему бизнесу крышка?
Когда вашему бизнесу крышка?

Налоговая ужё идёт за вашим бизнесом?

Все мы привыкли, что чиновники в России чинят препятствия для бизнеса, а не дороги. Несмотря на оптимистичное пожелание Премьера сдать к 2024 году трассу до Казани, выделив легендарному "Автодору " 150 млрд.

Но, видимо заключения Счётной палаты по «Автодору» в Правительстве никто не читает, поэтому поговорим про препятствия бизнесу. Их, как и следует, чинят посредством проверок, которые возобновились с 01 июля в полном своём величии и масштабе.

Всё больше клиентов жалуются по поводу «вечных» камералок, которые и не приостанавливались вовсе. Аналогичная ситуация с соблюдением сроков и с выездными проверками. При этом, суды даже не делают вида, что обеспокоены вечными и обложными мероприятиями налогового контроля, на которые у обычного малого предприятия уходит всё больше и больше времени. У МСП нет денег на дополнительные единицы бухгалтеров в штате, нет денег на дорогих юристов и консультантов для судов. Но налоговики и суды считают, что этого всего им не нужно.

Общей позицией налоговых органов при обжаловании в вышестоящие инстанции и у судов такова, что продлевать проверки можно бесконечно, главное не нарушить общий срок. Как приостанавливаются проверки, все вы прекрасно знаете. Разослал требования по контрагентам и тормознул проверку. Нужно кого-то допросить - возобновился, а пока сидим и пишем акт. Очень удобно для инспекторов, но не для предпринимателей, которые сидят в окопах и думают, то ли мылить лыжи, то ли готовиться к отсидке.

Наглядным в этой ситуации является постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.05.2020 № А56-53853/2019, где даже позднее вручение акта не стало поводом для признания решения недействительным.

Главное для суда незыблемость общего срока, который нужно уметь правильно высчитывать, что многие мои коллеги консультанты не умеют делать. Кроме того, значение имеет факт приостановления действий инспекции на территории плательщика, если речь идёт о выездной проверке. Налоговый кодекс даёт возможность максимально приостановить выездную проверку на шесть месяцев.

Всё это чудо стало возможным из-за позиции Минфина, изложенной в письме от 24.12.2018 № 03-02-08/94031. Господа финансисты считают, что приостановление выездной проверки не влияет на хозяйственно-финансовую деятельность плательщика и не ухудшает его положение (письмо Минфина от 24.12.2018 № 03-02-08/94031). Минфин полагает, что налогоплательщик не может диктовать инспекторам, на сколько приостановить или продлить проверку. Такие решения налоговики принимают самостоятельно исходя из объема контрольных мероприятий, которые им нужно провести (решение ФНС от 30.09.2019 № СА-4-9/19918@). Суды считают, что инспекция и без плательщика разберется, какую информацию и у кого запрашивать (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.01.2020 № А07-883/2019).

Поэтому, если вы решили заявить о нарушениях в процедуре приостановления проверки, то суды не примут довод о её длительности. Люди в мантиях придерживаются той же позиции, что и Минфин, полагая, что долгое мордование компании проверочными мероприятиями, не свидетельствует об избыточности налогового контроля, препятствующего ведению бизнеса.

Поэтому, если ещё в России остались предприниматели, которые радуются жизни и являются оптимистами, то налоговики подлечат его сначала бесконечными камералками, а потом вечной выездной.