Найти тему
По Приуралью

Где искать выход?

В настоящее время наша Земля - единственная планета во всей Вселенной, где возможна жизнь человека. Люди, как биологический вид, всего лишь один из десяти миллионов видов других живых существ, обитающих на планете. И в то же время, люди потребляют, портят, изводят 40% всей растительной массы Земли и третью часть пресной воды планеты.

Деятельность людей ведет не только к загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов планеты. В наши дни, по оценке Всемирного центра природоохранного мониторинга, последствия человеческой деятельности ставят под угрозу уничтожения 60 тысяч видов растений и 2 тысячи видов животных. При этом не учитываются неминуемые потери многих видов беспозвоночных.

Оказавшись перед лицом таких бедствий, люди всё чаще вглядываются в прошлое, пытаясь понять сущность пагубных перемен, найти там, в своей истории, поучительный пример. Ведь был же когда-то между человеком и природой некий баланс, равновесие. Так почему он исчез? Возможно, ли возродить его? Где искать источник мудрости, который научить жить в гармонии с природой?

Бабочка адмирал
Бабочка адмирал

Мне в руки попала большая статья, в которой написано, что надо обратиться к опыту аборигенных народов, которые, мол, могут жить, довольствуясь дарами природы, не причиняя ей вреда.

В качестве примера приводят жизнь индейцев в Америке, которые многие годы добывали бизонов, но численность животных не снижалась, составляя примерно 60 миллионов голов. Только после того, как была построена железная дорога от Атлантики до Тихого океана и проезжающие по ней пассажиры развлекались тем, что стреляли по живым мишеням - бизонам, численность животных стала падать. Племена индейцев были обречены на вымирание от голода. Вопрос же заключается в следующем, почему не падала численность животных в результате охоты индейцев? И если всё так было хорошо, почему между индейскими племенами постоянно шли стычки, шло уничтожение людей?

А дело-то в том, что в необозримых прериях Америки мало воды, поэтому все селения индейцев располагались по берегам рек. Холодильников у них, естественно, не было. Им надо было добыть бизона, разделать его и принести на себе в селение, причем за короткое время, чтобы мясо не испортилось. Воду на время охоты брали с собой. А это ещё тяжелый дополнительный груз. До прихода в Америку испанских конквистадоров там не было лошадей. Весь груз переносили на своих плечах. Стоило животным отойти подальше, и их добыча становилась и крайне затруднительной, да и бессмысленной, так как свежим мясо донести было невозможно. За пределами, примерно, суточного хода человека получалась естественная заповедная зона, где исключалось всякое вмешательство человека в жизнь природы. В этой заповедной зоне животные наращивали свою численность и расселялись в прибрежную зону, где их и добывали охотники. Таким образом, вся охота сосредотачивалась в довольно узкой полосе вдоль рек в пределах физических возможностей человека. Численность людей регулировалось числом животных в прибрежной полосе. При увеличении числа людей, требовалось значительно больше мяса животных. Для того чтобы вернулось равновесие, между числом людей и бизонов, надо чтобы увеличилась численность животных, либо снизилась численность людей. Успех размножения бизонов не зависел от желания людей, но вот численность людей могла быть снижена в результате голода, болезней и постоянных войн. Чтобы родился ребенок, и он был обеспечен пищей, нужно убить человека из другого племени. Так длительное время поддерживалось равновесие в природе.

Другой пример. У североамериканских индейцев, живущих на Аляске, основой жизни были мигрирующие северные олени карибу. В хозяйстве использовали животное полностью, почти ничего не пропадало. Вот как «белые люди» описывают и объясняют, явно идеализируя, заведённый порядок весенней охоты этих племён.

«Как бы ни было голодно зимой в селении, охотники никогда не убивали первых мигрирующих оленей. Вожди заботились о том, чтобы оставить самых первых, самых сильных оленей на племя, чтобы не оскудели стада оленей. В этом мудрость аборигенных народов».

Этому можно дать и совсем другое объяснение. Индейцы добывали оленей во время их переправы через реки. Когда к реке подходят животные, они долго не решаются плыть на другой берег. (То же самое происходит и с другими мигрирующими стадами животных). Если их в это время пугануть, они убегут далеко в сторону и все идущие следом животные так же уйдут с этого пути. Совсем другая картина, если первая волна мигрантов пересекла реку. Идущие по их следу животные видят своих сородичей на другом берегу реки и смело идут в воду, стремясь, как можно быстрее, присоединится к первой волне мигрантов и теперь ничто их не свернёт с пути. Вот с этой второй волной мигрантов и начинают запасать мясо оленей. Обычно переправа из года в год идет в одном и том же месте. У племён уже приготовлены ямы для мяса, где-то неподалёку жильё. Так что добывать первых мигрирующих животных, это создавать себе дополнительные трудности.

Если свое представление о жизни индейцев, да и не только индейцев, строить не по художественной литературе, а по документальной, то картина рисуется совсем не идеальная. В книге известного писателя-натуралиста Фарли Моуэта «Следы на снегу» приведен дневник англичанина Сэмуэля Хирна, который в 1769-1772 году исследовал Северо-Американский континент. Он путешествовал вместе с индейцами и описал без прикрас их быт. Не раз в дневнике встречаются такие записи: «Оленей было много, и индейцы их забивали часто только ради жира, костного мозга и языков. Я пытался доказать им неразумность такого расточительства, но, так как укоренившиеся обычаи преодолеть нелегко, мои упреки, не возымели действия. Мне объяснили, что убивать много дичи и питаться её лучшими частями правильно, потому что, когда дичи станет мало, поступать так будет невозможно.» И ещё описанный случай «оленей было такое множество, что индейцы не только добывали их в достаточном количестве, чтобы обеспечить мясом несколько сот человек, но нередко забивали и только ради шкур, костного мозга и прочего, а туши оставляли на потребу волкам и лисицам или просто гнить.» А с другой стороны «мы не раз голодали по двое суток, дважды – по трое, а один раз – семь дней подряд, на протяжении которых во рту у нас не было ничего, кроме нескольких ягодок прошлогодней клюквы, кусочков старой кожи жженых костей. И такое случается в обычной жизни индейцев нередко».

Токующий глухарь
Токующий глухарь

Дикая природа тогда не истощима, когда аборигенные народы, являясь частью ее, подчиняются тем же биологическим законам, что и остальные компоненты окружающей среды. Благоприятны условия для жизни - идет нарастание численности, неблагоприятны - они вымирают. При современном развитии цивилизации такое взаимоотношение не приемлемо.

В наше время лучшим способом сохранения биологического разнообразия на планете является создание заповедников, где исключается всякое вмешательство человека в жизнь природы.