Участие новейшего российского вертолёта Ка-52 в операции в Сирии наделало немало шума в американской прессе: The National Interest, рассказывая об «Аллигаторе», называл его «изящным» и «смертельно опасным», а Business Insider принялся сравнивать машину с американским AH-64 Apache. В российских же СМИ без обиняков говорили об уникальности вертолёта. Действительно ли он настолько хорош?
Ка-52 – модифицированная версия вертолёта Ка-50 «Чёрная акула». Предшественник задумывался ещё в советское время как перспективная ударная машина, предназначенная для уничтожения бронетехники и огневых точек на поле боя. Предполагалось, что он сменит в войсках Ми-24, к эффективности которого уже в 1970 появились вопросы.
Но была при этом и другая подоплёка – именно в тот период США приступили к разработке и испытаниям своего знаменитого AH-64 Apache, который впоследствии стал чуть ли не самой массовой и универсальной машиной своего класса. Естественно, СССР в самый разгар гонки вооружений не мог допустить, чтобы у геополитического оппонента появился вертолёт, превосходящий по своим возможностям всех конкурентов.
Разработка «советского ответа» была поручена конструкторскому бюро «Камов». Возможно, именно это и предопределило итоговый успех проекта: «камовцы» длительное время создавали морские вертолёты, и, начав работу над новинкой, они решили использовать свой опыт и построить машину с совершенно новой концепцией. Так Ка-50 получил традиционную для ОКБ соосную схему расположения несущих винтов – первым среди сухопутных вертолётов. Она, хоть и была сложнее в производстве, дала вертолёту большую устойчивость и манёвренность – в том числе возможность поворачивать вправо и влево на 90 градусов.
«Чёрную акулу» от других моделей отличало и наличие системы катапультирования – такая технология была впервые применена в вертолётостроении. Правда, и экипаж у Ка-50 состоял всего из одного человека: было решено отказаться от оператора вооружения, которого должны были заменить новые комплексы прицеливания.[С-BLOCK]
В результате у разработчиков получилась машина, по многим параметрам опережающая своё время. Но, как часто бывает, само время к ней оказалось неблагосклонно. Принципиальное решение о серийном производстве Ка-50 для армии было принято в 1985 году, однако «Чёрной акуле» пришлось ждать целое десятилетие перед тем, как она была принята на вооружение. И уже не в СССР, а в России.
В процесс вмешались и финансовые трудности. Вооружённые силы были вынуждены остановить работы над вертолётом-разведчиком, который по разработанной для Ка-50 тактике боя должен был осуществлять наведение. Вместо этого комплекс разведки и целеуказания был перенесён на новую разработку – Ка-52, ставший двухместным.[С-BLOCK]
Первый лётный экземпляр «Аллигатора» поднялся в воздух через пару лет после того, как началась эксплуатации «Чёрной акулы» — в июне 1997 года. После акцент был сделан именно на нём, а Ка-50 было построено всего 17 единиц.
А вот вооружение «Аллигатора» достаточно стандартное для российских ударных вертолётов. Оно состоит из подвижной пушечной установки 2А42 калибра 30 миллиметров, неуправляемых ракет калибра 80 и 122 миллиметра. Однако в привычном наборе есть своя «изюминка» — противотанковый ракетный комплекс «Вихрь». Его ракеты могут лететь со сверхзвуковой скоростью, что позволяет им преодолевать четыре километра за девять секунд – то есть почти в два раза быстрее, чем у американских аналогов. Это позволяет не только снизить уязвимость при атаке, но и за один заход с большей вероятностью уничтожить сразу несколько целей.[С-BLOCK]
Есть у Ка-52 и модификация корабельного базирования – Ка-52К «Катран». На нём используется ещё более мощное ракетное вооружение и радиолокационное оборудование: дальность действия ПТРК «Гермес» равна 15-100 километрам, дальность обнаружения целей РЛС «Жук-А» — до 200 километров.
О солидном преимуществе новейшего российского ударного вертолёта вполне красноречиво говорит и сравнение тактико-технических характеристик с флагманами других армий.[С-BLOCK]
Например, Ка-52 способен нести до 2800 килограмм боевой нагрузки, а его максимальная взлётная масса равна 10,8 тоннам – сопоставимые, но всё же меньшие показатели только у другой российской разработки Ми-28Н.
Максимальная скорость «Аллигатора» на 45 км/ч больше, чем у AH-64, практическая дальность – на 40 километров. Настоящим козырем российской машины является скороподъёмность – 16 метров в секунду. У того же Apache – всего 12,3 метра в секунду. Единственный показатель, по которому Ка-52 уступает аналогам – практический потолок полёта. Для «Аллигатора» это 5500 метров, тогда как его конкуренты могут летать на высоте более 6000 метров. Но от этого его преимущество вряд ли становится меньше.
Если вам понравилась статья не забудьте посмотреть остальные, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.