4,7K подписчиков

"Фабрика добрых помыслов" преподобного Паисия Святогорца

155 прочитали

Андрей Холенко, автор и режиссер

О преподобном Паисии Святогорце я знал совсем немного до прошлогодней экспедиции в греческий городок Коница, где прошли детство и молодость этого знаменитого афонского старца. Конечно, до этого у меня имелась заламинированная иконка преподобного, подаренная кем-то из друзей, а в социальных сетях мне на глаза нередко попадались картинки с различными наставлениями, подписанные его именем. Но никакого духовного контакта не было - мне и в голову не приходило, например, обратиться с молитвой к этому греческому святому.огила у монастыря Стомион, выкопанная при жизни Паисиям Святогорцем

Могила у монастыря Стомион, выкопанная при жизни преподобным Таисиям Святогорцем
Могила у монастыря Стомион, выкопанная при жизни преподобным Таисиям Святогорцем

Накануне экспедиции наш духовник игумен Киприан задал примерно такой вопрос: «Чем Паисий Святогорец отличается от других святых?». И сам же ответил: «Во-первых, он наш современник – поэтому его наставления и его примеры из жизни очень понятны нам. А во-вторых, он оставил нам многочисленные духовные наставления – систематизированные и подробно изданные».

К моменту прибытия нашей группы к месту экспедиции я уже читал первый том наставлений Паисия Святогорца. Удобная форма повествования – вопрос-ответ – создаёт впечатление, что ты будто сам находишься среди участников встречи с преподобным, а то и вовсе будто бы сам беседуешь с ним. Словом, по приезду в Коницу я был уже заочно знаком и с самим Паисием Святогорцем, и с местными достопримечательностями – часовней святой Варвары, монастырём Стомион, рядом с которым Паисий Святогорец выкопал для себя первую могилу – он потом заранее выкапывал себе могилы и в монастыре на Синае, и на Афоне. Но духовного контакта всё ещё не было.

Наша экспедиция в Коницу сопровождалась съемками фильма – собственно, я его и снимал по благословению отца Киприана. Темой исследования было выбрано наставление Паисия Святогорца о том, что человек должен стать – говоря его словами - «фабрикой добрых помыслов».

Что это за фабрика, где находится её кнопка «пуск», кто и когда должен эту кнопку нажимать? Ответы на эти вопросы мы и пытались найти в интервью с участниками экспедиции. И не только найти ответы, а ещё попытаться «запустить» в действие эту «фабрику» внутри себя и проследить, как при этом меняешься сам и как меняется всё вокруг тебя. Нелёгкая задачка при всей её кажущейся простоте. Но к концу экспедиции все мои собеседники с явным вдохновением рассказывали о произошедших и происходящих переменах.

Лично мне идея «фабрики добрых помыслов» сразу пришлась по душе, и я пытался сосредоточиться на практике: отгонять в течение дня всплывающие в уме по разным поводам негативные помыслы и заменять их добрыми. Надо сказать, что городок Коница расположен на горах, а жара в те дни стояла далеко за 30 градусов. Кому как, а мне, бегающему повсюду с камерой, рубаху было хоть отжимай. Какие помыслы сразу на ум приходят? Правильно, добрые - тем более, что всё в видоискателе камеры выглядело просто превосходно!

А первый раз я обратился с молитвой к Паисию Святогорцу – и получил от него явную помощь – именно у монастыря Стомион. Предыстория такова.

По пути из Коневе в монастырь Стомион
По пути из Коневе в монастырь Стомион

Накануне дня памяти преподобного – 11 июля – мы поднялись в монастырь Стомион, что находится в горах в нескольких километрах пешком от Коницы. В этот день в монастыре, возрождённом Паисием Святогорцем по его обету Пресвятой Богородице за то, что он остался живым во время войны и смог стать монахом, - было освящение храма в его честь. Из Коницы мы выдвинулись в 5 утра – служба была намечена на 9 часов. Освящение храма происходило по древнему греческому православному обряду.

В монастыре Стомион
В монастыре Стомион

После службы к середине дня вернулись в Коницу, где вместе с земляками Паисия Святогорца приняли участие в праздничной службе в городском храме, а затем - в крестном ходе, который по местной традиции возглавляли военный оркестр и военный караул при оружии.

Крестный ход жителей Конице в день памяти их земляка Паисия Святогорца
Крестный ход жителей Конице в день памяти их земляка Паисия Святогорца

А в 9 вечера в монастыре Стомион началась праздничная служба – всенощное бдение и Божественная Литургия, которая длилась более шести часов. Несколько наших паломников пришли туда заранее, я же после окончания съёмок в Конице двинулся в Стомион по ночному лесу вдоль горной реки. Накамерный фонарь и Иисусова молитва помогли дойти за полтора часа, а остаток той ночи тоже запечатлелся волшебными кадрами ночного монастыря, молящегося вместе с преподобным.

В 6 утра после короткого сна в выделенной нам келье мы все вместе собрались спускаться в Коницу, но перед этим решили побывать на могиле Паисия Святогорца, которую он выкопал для себя ещё при жизни в Стомионе. Никто точно не знал, где это место, знали лишь, что это «чуть выше монастыря». Поскольку вверх от монастыря вела лишь одна тропа, то по ней и пошли. Я решительно шагал впереди всех, держа в руке навигатор, который показывал, что тропа чем-то заканчивается – разумеется, той самой могилой, был уверен я.

Через пару километров тропинка раздвоилась – одна вела к нарастающему шуму воды, другая круто уходила в гору. Таблички с указателями были на греческом. Я прошёл по обеим – нигде могилы, оставленной Паисием Святогорцем, не было. Когда вернулся к развилке, то все уже давно ушли вниз.

Возвращался к монастырю Стомион я наедине с тучами самых дурных помыслов – прежде всего потому, что из-за меня мои спутники проделали бессмысленный путь в несколько километров. Да и у меня самого ноги уже заплетались – за последние сутки, если верить навигатору, преодолел пешком более 20 километров и более 200 этажей.

Я обошёл все окрестности у монастыря Стомион – нигде и намёка не было на памятную могилу преподобного. Вот тут-то я и взмолился: «Батюшка Паисий, укажи мне это место!..»

Через несколько минут я поправлял крест на той самой могиле и снимал кадры для фильма. А перед глазами, на которые почему-то наворачивались слёзы, стояло лицо Паисия Святогорца с его доброй и слегка ироничной улыбкой.

Портрет Паисия Святогорца
Портрет Паисия Святогорца

Спускался вдоль горной реки на спеша, останавливаясь для съемки открывавшихся за каждым поворотом – один красивее другого – пейзажей. Из сердца, казалось – сама собой, так же неспешно текла благодарственная молитва к преподобному. Через пару часов, когда я вновь – мокрый от жары - взбирался к месту очередной съёмки, ум мой пробурчал: «Впредь надо выбирать паломнические поездки на равнину и туда, где попрохладнее». Но тут же на ум пришло известное: «А впрочем – «не как я хочу, а как Ты, Господи».

Думаю, что в тот момент у кнопки запуска моей фабрики добрых помыслов стоял сам Паисий Святогорец.

Андрей Холенко в монастыре Стомион
Андрей Холенко в монастыре Стомион