3,1K подписчиков

Художник и История: Ж.Л. Давид

166 прочитали
 (Завершающая статья из цикла, посвященного творчеству Ж.Л. Давида. Ссылки на предыдущие статьи в конце текста).

(Завершающая статья из цикла, посвященного творчеству Ж.Л. Давида. Ссылки на предыдущие статьи в конце текста).

Жак Луи Давид – основоположник неоклассического стиля в изобразительном искусстве, главный живописец эпохи Великой Французской революции и наполеоновских войн не был сторонним наблюдателем происходивших на его глазах исторических процессов. Художник принимал активное участие в политической жизни и формировал общественное мнение, зачастую будучи в эпицентре происходящих событий.

Картина живописца «Клятва Горациев» (1784), ставшая поворотной для европейской живописи, прославляла гражданский патриотизм и самопожертвование, и другое знаменитое полотно – «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» (1789), напрямую заявили о республиканских взглядах автора. Сюжет последней картины запечатлел Луция Юния Брута (не путать с Брутом – заговорщиком эпохи Юлия Цезаря), основателя Римской республики, казнившего двух своих сыновей, пытавшихся восстановить власть царя. Историческая персоналия Брута стала одним из центральных образов идеологии Французской революции 1789 года.

Ж.Л. Давид, друг революционных вождей, якобинцев Робеспьера и Марата, принимал участие в роспуске старой королевской Академии живописи Франции и в создании новой Коммуны искусств. Знаменитые личности, павшие в борьбе за Республику – Жан-Поль Марат, депутат Лепелетье де Сен-Фаржо и юный солдат Жозеф Барра, благодаря кисти Давида стали главными персонами в новом пантеоне революционных героев.

Давид, будучи депутатом Конвента, проголосовал за казнь короля Людовика XVI, чем вызвал протест своей жены – матери их четырех детей, которая подала на развод. Историки находят подписи Давида под приговорами ещё порядка четырехсот врагов республики, сторонников старой монархии. Оказавшийся в заключении после термидорианского переворота за связь с Робеспьером, Давид сам чудом избежал гильотины. Освобожденный из тюрьмы в 1795 году, во многом благодаря усилиям вернувшейся к нему жены, живописец отходит от политики, сосредоточившись на живописи и обучении новых мастеров.

Дантон. Рисунок Ж.Л. Давида
Дантон. Рисунок Ж.Л. Давида

Таланты художника вновь оказались востребованы с началом наполеоновской эры. Лучший художник Франции Давид пишет портреты Наполеона Бонапарта и картины, запечатлевающие коронацию и присягу войск новому монарху. Культ нового императора, созданный во многом при помощи художественных средств, помогал удерживать власть Наполеону ещё более десяти лет. Этот культ спустя сорок лет после отречения Наполеона помог новым бонапартистам вновь прийти к власти и создать Вторую империю Наполеона III.

Раздача императорских орлов  5 декабря 1804 года.  1810
Раздача императорских орлов 5 декабря 1804 года. 1810

Такова была сила искусства, помноженная на запросы политической жизни. Искусство способно черпать свое вдохновение в прошлом, формируя настоящее, а, значит, новое будущее – новую Историю. И это показал на примере своей жизни Ж.Л. Давид.

Изменял ли Жак Луи Давид себе как гражданин, или как художник? Существует мнение, что художник должен быть «голодным», а также оппозиционным по отношению к власти. Тема взаимоотношений между художником и властью неисчерпаема, но буду краток.

Давид долго шел к признанию, страдая от предвзятых оценок королевских академиков живописи. Приближенные к королю, менее талантливые живописцы получали деньги и награды, в то время как молодому Давиду на пути к признанию еле приходилось сводить концы с концами. Молодой художник даже голодал, пытаясь совершить самоубийство подобно античным стоикам. Ему удалось победить в борьбе, и к 40 годам у него была и известность, и деньги, и покровительство со стороны короля.

Однако началась революция, которую он с энтузиазмом поддержал, став одним из главных её пропагандистов. Давид провел реформу в школе живописцев Франции, которая дала свободу самовыражения и возможность реализовать свои способности талантливым молодым людям. Он не подписал ни одного смертного приговора ни одному из 70, попавших в тюрьму художников-роялистов.

Портрет революционера. Ж.Л. Давид, 1792 г
Портрет революционера. Ж.Л. Давид, 1792 г

Критики Давида вменяют ему в вину предательство революционных идеалов, в связи с его поддержкой Наполеона Бонапарта. Однако такая метаморфоза произошла и с большинством французов, и этому есть объяснение, которое исходит из особенностей новой культуры, основанной на античных традициях. Почему республиканская Франция, провозгласившая «свободу, равенство и братство», истреблявшая аристократов, так быстро превратилась в новую монархию?

Конечно, одной из причин является то, что республиканский радикализм, ассоциировавшийся с террором времен Робеспьера, дискредитировал себя. Но кроме того переход от Республики к Империи казался французам закономерным – они видели аналогию в этапах древнеримской истории: от республики к диктатуре Суллы, далее, к власти Юлия Цезаря и, в завершение, к империи Октавиана Августа. От периода междоусобиц и войн к периоду величия и процветания страны.

Французы верили в гений победоносного Бонапарта, для многих из которых он воплощал добродетели идеализированных античных героев, о которых они знали со школьной скамьи из «Жизнеописаний» Плутарха. Конечно, мы говорим только об образованной части французов, не будем забывать, что в 1800 году во Франции только 40 процентов населения было грамотным.

Давид также как и большинство французов был пленен харизмой Бонапарта, предложил ему свои услуги, заслужил одобрение и получил пост «придворного художника» новой династии. Живописец остался верен своему кумиру до конца. Не задумываясь, он поддержал «Сто дней» Наполеона, а после поражения при Ватерлоо, не стал просить прощения у вернувшихся к власти Бурбонов, так и оставшись до конца своих дней в изгнании.

С 1815 по 1825 год, Жак Луи Давид жил и работал в Брюсселе. Работы позднего Давида критики разносят в пух и прах. Тематика картин художника того периода – мифологические сюжеты идеалистического и гедонистского характера. Ослепительное полотно «Венера и грации, обезоруживающие Марса» – самая известная из этих работ.

Венера и грации, обезоруживающие Марса. Художник Ж.Л. Давид, 1823 г.
Венера и грации, обезоруживающие Марса. Художник Ж.Л. Давид, 1823 г.

Конечно, в сравнении с героическими полотнами «революционного Давида» и даже с патетическим официозом «Давида-бонапартиста» эти полотна воспринимаются по-другому.

Может быть, Давид деградировал как мастер-живописец? Нет, все картины выполнены на самом высоком уровне художественного мастерства. Такие работы он рисовал и раньше, и всегда. Это был его основной хлеб и, в общем, Давид ничуть не изменил себе.

Портрет Жака Луи Давида в период изгнания. Художник Ф.Ж. Навез, 1817 г
Портрет Жака Луи Давида в период изгнания. Художник Ф.Ж. Навез, 1817 г

Можно ли говорить о том, что Давид изменил самому себе, перестав рисовать драматические полотна, содержащие гражданский призыв? Это будет слишком максималистская оценка. Нужно просто представить себя на месте этого человека, сколько ему пришлось пережить, прочувствовать за свои годы. Одна из самых трагических эпох в истории человечества прошла через жизнь, судьбу и творчество Жака Луи Давида.

На картинах Давида самые драматические сюжеты смотрятся красиво, но на самом деле всё было не так. Неоклассицизм в живописи есть идеализация реальности. Сюжеты главных идеологических картин Давида театральны; костюмы, мимика и жесты персонажей наполнены неестественным пафосом, хотя и вызывают в душе зрителя отклик. Это был театр, а Давид был в нём художественный руководитель. Однако по другую сторону картины была суровая реальность, в сражениях проливалась настоящая кровь, Робеспьер оказался тираном, а новый "Юлий Цезарь" Наполеон проиграл свои главные битвы. В этом и весь ответ.

Денис Маевский

Начало темы в статьях:

«Давид – художник Революции»

«Жак Луи Давид – художник Империи»

«Ж.Л. Давид художник в изгнании»

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!