Найти тему
Момент истины

Притча о богаче и Лазаре. Смысл слов Христа.

ЛУКИ 16:14—31

В главе 16 Иисус дает ученикам наставление как пользоваться материальным благополучием. При этом разговоре присутствуют и фарисеи, которые, не смотря на их набожность, очень любили деньги. Они насмехались над словами Христа. Иисус не обошел этот момент вниманием и ответил им

Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Евангелие от Луки 16:15

Далее Христос говорит, что людей ждут большие перемены

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
Евангелие от Луки 16:16

Фарисеи и им подобные кичились знанием закона Моисея. Простой же народ страдал от отсутствия духовной пищи. С начала проповеди Иоанна крестителя люди стали больше слышать о Боге и его царстве. Это стало началом духовных перемен в Израиле. Смысл существования закона и пророков - привести к Мессии, Христу. Этим закон исполнил свое назначение, а значит близилось время, когда следовать букве закона будет не нужно. То есть, фарисеи, книжники, священники Израиля потеряют свое положение и богатства. Но принципы, заложенные в законе, существовать не перестанут(Луки 16:18). Это злило фарисеев, которые "возлагали на людей бремена неудобоносимые" - придумывали свои правила, традиции и толкования, разбавляя ими закон Моисея. Фарисеи и священники, в большинстве своем, презирали простой народ

Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ – невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Евангелие от Иоанна 7:48-52

Христос рассказывает притчу о Богаче и Лазаре, чтобы показать как сильны будут перемены в отношении людей, подобных фарисеям, которые отвергали Христа, и тех, кого они считали "народом земли", простыми людьми, которые откликались на благую весть.

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Евангелие от Луки 16:19

Описывая богача Христос указал не только на богатство, но и возвышенное положение в обществе. Такое положение занимали фарисеи и священники в Израиле. Они не только имели буквальное богатство, но и хорошо знали закон Бога, что возвышало их над простым народом. Вспомним, что эту притчу слушали и фарисеи. Конечно же они понимали, что Христос имел ввиду именно их, говоря о "богаче". Лазарь же символизировал простой народ, который не только беден материально, но самое главное - беден духовно. Этот народ подбирал "крошки" духовной пищи со "стола богача".

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Евангелие от Луки 16:20,21

И вот наступают перемены

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. Евангелие от Луки 16:22

Христос указывает, что перемены подобны смерти, то есть, кардинальное изменение положения людей в глазах Бога. Смиренные люди долгое время были обделены в духовном отношении. Но теперь у них есть возможность услышать весть о Царстве, которую сначала проповедовал Иоанн Креститель, а теперь проповедует Иисус. И бедняки на нее откликаются. Теперь они могут питаться важнейшими истинами из Писания, которые доносит до них Иисус. В итоге они, образно говоря, занимают возвышенное положение — обретают благосклонность в глазах Бога.

Богач же теряет свое высокое положение и терпит мучения. Фарисеи и священники были недовольные обличительной вестью(Матфея 3:7—12). Ведь они теряли авторитет в обществе и возразить им было нечем. Простые люди теперь могли видеть ложь их учений. "Мучения богача" из притчи как символ этих реальных мучений фарисеев и священников. "Богач" просит уменьшить эти мучения

и, возопив, сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сём». Евангелие от Луки 16:24

Как это выражалось в реальности?

И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.Евангелие от Луки 19:39

Но разве можно заставить молчать, если Бог велит говорить?

Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. Евангелие от Луки 19:40

В притче говорится, что невозможно вернуть все обратно, перемены окончательны

и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» Евангелие от Луки 16:26

Ничто не могло помешать провозглашению вести о Царстве Бога. Которая давала надежду смиренным и обличала надменных.

Затем богач просит " Авраама"

пошли его в дом отца моего .ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» Евангелие от Луки 16:28

Говоря это, богач признает, что у него более близкие взаимоотношения с другим отцом, который в действительности является дьяволом(Иоанна 8:44). Богач просит, чтобы Лазарь смягчил судебную весть Бога, и тогда его "пять братьев", его религиозные союзники, не попадут "в это место мучения".

Но

Авраам сказал ему: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их».Он же сказал: «нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются».Тогда Авраам сказал ему: «если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».Евангелие от Луки 16:29-31

Да, если "пять братьев" хотят избежать мучений, им нужно лишь прислушаться к писаниям Моисея и пророков, которые указывают на Иисуса как на Мессию, и затем стать его учениками. Бог не станет совершать особые знамения или чудеса, чтобы убедить людей. Если люди хотят обрести благосклонность Бога, им нужно читать Священное Писание и применять его в жизни.

Уважаемый читатель. Я намеренно не стал затрагивать в этой статье учение о "бессмертной душе". Многие знают, что эту притчу приводят как "доказательство" этого учения. Но на самом деле, как мы видим, смысл притчи в другом. Она актуальна и в наше время. Есть те, кто подобно "богачу" занимает высокое духовное положение в обществе и есть те, кто обделен духовной пищей, носит бремя традиций и ненужных ритуалов.