Учебный год во ВГИКе прошёл очень быстро. Сессия позади и у меня появилось время, чтоб вернуться к моему любимому занятию - писать вам о кино. Но учеба не отпускает, и подобно внеклассному чтению, которое я в школьные годы не жаловала, в мою жизнь пришли летние просмотры. В этом году - это изучение фильмического ужасного.
Думаю, эта статья станет началом глобальной перезагрузки моего канала. Потому что вектор сменится с обзора новинок на анализ существующих фильмов. Думаю, что киногикам вроде меня такой формат может быть интересен, это своего рода инсайд из стен института кинематографии. Форма обретется со временем, а пока добро пожаловать в мир ужасов, который нам этим летом предстоит изучить.
Первый фильм, который я решила обозреть - «Темная вода» Уолтера Саллеша. Эта лента - ремейк японского фильма Хидео Наката, в свою очередь снятого по роману Кодзи Судзуки. Данный автор создал в 1991 году свой «Звонок», ставший шедевром и образчиком японского ужаса с мировой популярностью после того, как Наката экранизировал его.
Не останавливаясь на достигнутом, Судзуки и Наката создали «Темные воды» роман и фильм о ещё одной неприкаянной детской душе, желающей убивать.
В начале тысячелетия Голливуд захлестнуло темными водами интереса к японским хоррорам, ремейк «Звонка» вышел в 2002, а «Темная вода» в 2005, так образ духа темноволосой маленькой девочки, как источника ужаса, вписался в культурный код американца и европейца.
Помнится, в моем любимом сериале «Как я встретил вашу маму» один из героев, споря о поле будущего ребенка с женой, приводит как раз этот весомый аргумент: а почему в фильмах ужасов самый страшный персонаж всегда маленькая девочка?
В общем фабула ленты проста – брошенный ребенок, то ли от силы своего праведного гнева, то ли от степени невинности собственной жертвы, застрял между мирами и мучает всех, пока ещё живых, попавшихся под руку. Но так ли важна фабула? Конечно, нет.
Важно то, как всё это сделано.
Во-первых, режиссер для фильма был выбран неожиданный. Бразильский самородок Уолтер Саллеш снял на тот момент очень крепкие, обласканные европейскими критиками «Центральный вокзал» и «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» - необычные, авторские драмы. Отмечаю я это не просто так, позже к его «драматичному» прошлому я обязательно обращусь.
Во-вторых, в фильм был набран удивительный каст. На главную роль позвали Дженнифер Коннелли, которую зритель 20-х может уже и забыл, но в нулевые она была звездой, снялась в культовом «Реквиеме по мечте» в 2000, а в 2002 получила Оскара за роль второго плана в «Играх разума».
Её игре в «Темных водах» спеты все на свете дифирамбы, я лишь повторю – сыграла она очень хорошо. Лично меня покорила её мигреневая пластика, физическое состояние страдающего от головной боли человека передано очень достоверно. С второстепенными персонажами тоже намудрили – Джон Си Райли, Пит Постлетуэйт и Тим Рот вряд ли просто пробегали мимо и попали на этот проект. В общем, в актерский состав было вложено много средств, отчего фильм смотрится очень достоверным, несмотря на подразумевающиеся самим жанром условности.
В-третьих, и постановщик, и оператор, и композитор (между прочим Анджело Бадаламенти, верный друг Дэвида Линча) поработали на славу, создавая неуютный, вязкий, депрессивный мир бедного района Нью-Йорка. Погружение в картину происходит безболезненно, быстро и особо впечатлительные даже могут схлопотать депрессию. Даже будучи большим штатоманом, я бы не захотела оказаться в том мире, который создан на экране.
Единственное за что ругают этот фильм – он совершенно не страшный. И здесь я достаю свой джокер из рукава. Оказывается, Саллеш, будучи настоящим фанатом драмы, только прикрылся тонкой вуалью фильма ужасов, чтоб рассказать нам какую-то другую, свою историю. Мертвая девочка, темное пятно на потолке и постоянно застревающий лифт – это декорация, за которой нам стоит разглядеть настоящую драму.
Мне хочется разбирать этот фильм с точки зрения психологизма, я как человек уже познавший критерии фильмического ужасного, точно знаю, что в данной ленте оно уступает авансцену другому жанру.
Если убрать совершенно всю мистику, то в фильме останется довольно серьезная и глубокая история, чуть-чуть докрученных, материализованных страхов одинокой женщины с ребёнком на руках.
В героине сплетается страх не быть хорошей матерью, страх остаться одной, ревность к бывшему мужу, и невозможность противостоять проблемам мира, захлестывающим её и буквально льющимися на голову с потолка. Поэтому хорошо вписались в американскую версию два подростка, донимающих героиню: страх изнасилования и пубертатной агрессии тоже сопровождает молодую мать, когда она отказывается вне привычной семейной парадигмы, а значит без опеки мужа.
Светлым лучиком надежды в сюжет врывается герой Тима Рота - первого небезразличного к её женским проблемам мужчины в фильме. Кажется, с его приходом и появляется надежда на спасение. Но страх, самый главный в жизни женщины, страх потерять своего ребёнка все-таки берет над героиней верх. Отчего, смазанный голливудский хэппи-энд на экране вызывает тоску и, у особо впечатлительных, слезы. Женщина-мать приносит себя в жертву, ради своего ребенка, потому что это её единственный выход.
Возникает вопрос: может быть, даже для неё, так будет лучше?
Этот фильм напомнил мне ещё одну ленту из моего летнего списка (я скоро опубликую его для вас) - «1408», я помню о ней лишь гнетущее впечатление и мораль, которую я формулировала уже несколько раз: нет ничего страшнее, чем то, что мучает тебя изнутри.
Ты несешь своих демонов за спиной, когда меняешь работу, грузишь их в коробки, перевозя в новую квартиру, ты не сдаёшь их в багаж, улетая на ПМЖ в другую страну, а берешь в салон. Они всегда с тобой, даже если ты умудрился забыть о них в рутине дня, они напомнят о себе, как только ты останешься наедине с самим собой. Как правило ночью. Об этом нам и напомнит "Лето ужасов".
Следующий фильм будет где-нибудь через неделю.
А вы, пока, ничего не бойтесь. Ну, право же, какое солнце в небе!