Найти в Дзене
Пойдем в кино

Лето ужасов

Учебный год во ВГИКе прошёл очень быстро. Сессия позади и у меня появилось время, чтоб вернуться к моему любимому занятию - писать вам о кино. Но учеба не отпускает, и подобно внеклассному чтению, которое я в школьные годы не жаловала, в мою жизнь пришли летние просмотры. В этом году - это изучение фильмического ужасного.

Думаю, эта статья станет началом глобальной перезагрузки моего канала. Потому что вектор сменится с обзора новинок на анализ существующих фильмов. Думаю, что киногикам вроде меня такой формат может быть интересен, это своего рода инсайд из стен института кинематографии. Форма обретется со временем, а пока добро пожаловать в мир ужасов, который нам этим летом предстоит изучить.

постер к фильму "Темная вода", 2005.
постер к фильму "Темная вода", 2005.

Первый фильм, который я решила обозреть - «Темная вода» Уолтера Саллеша. Эта лента - ремейк японского фильма Хидео Наката, в свою очередь снятого по роману Кодзи Судзуки. Данный автор создал в 1991 году свой «Звонок», ставший шедевром и образчиком японского ужаса с мировой популярностью после того, как Наката экранизировал его.

Не останавливаясь на достигнутом, Судзуки и Наката создали «Темные воды» роман и фильм о ещё одной неприкаянной детской душе, желающей убивать.

В начале тысячелетия Голливуд захлестнуло темными водами интереса к японским хоррорам, ремейк «Звонка» вышел в 2002, а «Темная вода» в 2005, так образ духа темноволосой маленькой девочки, как источника ужаса, вписался в культурный код американца и европейца.

Помнится, в моем любимом сериале «Как я встретил вашу маму» один из героев, споря о поле будущего ребенка с женой, приводит как раз этот весомый аргумент: а почему в фильмах ужасов самый страшный персонаж всегда маленькая девочка?

В общем фабула ленты проста – брошенный ребенок, то ли от силы своего праведного гнева, то ли от степени невинности собственной жертвы, застрял между мирами и мучает всех, пока ещё живых, попавшихся под руку. Но так ли важна фабула? Конечно, нет.

Важно то, как всё это сделано.

Кадр из фильма "Звонок", 2002. На случай, если вы забыли, почему не стоит смотреть ТУ кассету.
Кадр из фильма "Звонок", 2002. На случай, если вы забыли, почему не стоит смотреть ТУ кассету.

Во-первых, режиссер для фильма был выбран неожиданный. Бразильский самородок Уолтер Саллеш снял на тот момент очень крепкие, обласканные европейскими критиками «Центральный вокзал» и «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» - необычные, авторские драмы. Отмечаю я это не просто так, позже к его «драматичному» прошлому я обязательно обращусь.

Во-вторых, в фильм был набран удивительный каст. На главную роль позвали Дженнифер Коннелли, которую зритель 20-х может уже и забыл, но в нулевые она была звездой, снялась в культовом «Реквиеме по мечте» в 2000, а в 2002 получила Оскара за роль второго плана в «Играх разума».

Её игре в «Темных водах» спеты все на свете дифирамбы, я лишь повторю – сыграла она очень хорошо. Лично меня покорила её мигреневая пластика, физическое состояние страдающего от головной боли человека передано очень достоверно. С второстепенными персонажами тоже намудрили – Джон Си Райли, Пит Постлетуэйт и Тим Рот вряд ли просто пробегали мимо и попали на этот проект. В общем, в актерский состав было вложено много средств, отчего фильм смотрится очень достоверным, несмотря на подразумевающиеся самим жанром условности.

кадр из фильма
кадр из фильма

В-третьих, и постановщик, и оператор, и композитор (между прочим Анджело Бадаламенти, верный друг Дэвида Линча) поработали на славу, создавая неуютный, вязкий, депрессивный мир бедного района Нью-Йорка. Погружение в картину происходит безболезненно, быстро и особо впечатлительные даже могут схлопотать депрессию. Даже будучи большим штатоманом, я бы не захотела оказаться в том мире, который создан на экране.

Единственное за что ругают этот фильм – он совершенно не страшный. И здесь я достаю свой джокер из рукава. Оказывается, Саллеш, будучи настоящим фанатом драмы, только прикрылся тонкой вуалью фильма ужасов, чтоб рассказать нам какую-то другую, свою историю. Мертвая девочка, темное пятно на потолке и постоянно застревающий лифт – это декорация, за которой нам стоит разглядеть настоящую драму.

кадр из фильма
кадр из фильма

Мне хочется разбирать этот фильм с точки зрения психологизма, я как человек уже познавший критерии фильмического ужасного, точно знаю, что в данной ленте оно уступает авансцену другому жанру.

Если убрать совершенно всю мистику, то в фильме останется довольно серьезная и глубокая история, чуть-чуть докрученных, материализованных страхов одинокой женщины с ребёнком на руках.

В героине сплетается страх не быть хорошей матерью, страх остаться одной, ревность к бывшему мужу, и невозможность противостоять проблемам мира, захлестывающим её и буквально льющимися на голову с потолка. Поэтому хорошо вписались в американскую версию два подростка, донимающих героиню: страх изнасилования и пубертатной агрессии тоже сопровождает молодую мать, когда она отказывается вне привычной семейной парадигмы, а значит без опеки мужа.

Светлым лучиком надежды в сюжет врывается герой Тима Рота - первого небезразличного к её женским проблемам мужчины в фильме. Кажется, с его приходом и появляется надежда на спасение. Но страх, самый главный в жизни женщины, страх потерять своего ребёнка все-таки берет над героиней верх. Отчего, смазанный голливудский хэппи-энд на экране вызывает тоску и, у особо впечатлительных, слезы. Женщина-мать приносит себя в жертву, ради своего ребенка, потому что это её единственный выход.

Возникает вопрос: может быть, даже для неё, так будет лучше?

кадр из фильма
кадр из фильма

Этот фильм напомнил мне ещё одну ленту из моего летнего списка (я скоро опубликую его для вас) - «1408», я помню о ней лишь гнетущее впечатление и мораль, которую я формулировала уже несколько раз: нет ничего страшнее, чем то, что мучает тебя изнутри.

Ты несешь своих демонов за спиной, когда меняешь работу, грузишь их в коробки, перевозя в новую квартиру, ты не сдаёшь их в багаж, улетая на ПМЖ в другую страну, а берешь в салон. Они всегда с тобой, даже если ты умудрился забыть о них в рутине дня, они напомнят о себе, как только ты останешься наедине с самим собой. Как правило ночью. Об этом нам и напомнит "Лето ужасов".

Следующий фильм будет где-нибудь через неделю.

А вы, пока, ничего не бойтесь. Ну, право же, какое солнце в небе!