Найти в Дзене
Maria Buhman

Цветаева детям

Цветаева в доме моего детства была маяком маминого поэтического вкуса и отношения к жизни. Я полагала должным не любить Ахматову и превозносить Цветаеву. В будущем глубокой любви ни с одной из них у меня так и не сложилось. Но я уважаю их творчество и такие разные внутренние силы. Сегодня пишу о Марине Ивановне и о детях, не ее детях (скандалы и интриги личной жизни не в этой статье), а о том, в каком возрасте и в котором часу лучше организовать первую встречу ребёнка с великим поэтом. Мое знакомство начиналось со стихов на ночь, а потом я сама обнаружила в одном детском сборнике несколько нежных стихотворений Марины Цветаевой - мои любимые! На бульваре В небе — вечер, в небе — тучки, В зимнем сумраке бульвар. Наша девочка устала, Улыбаться перестала. Держат маленькие ручки Синий шар. Бедным пальчикам неловко: Синий шар стремится вдаль. Не дается счастье даром! Сколько муки с этим шаром! Миг — и выскользнет веревка. Что останется? Печаль. Утомились наши ручки, — В зимнем сумрак
фото Дарья Комкина, я за фоно читаю стихотворение «Книги в красном переплете» из сборника «Мой рыцарь»
фото Дарья Комкина, я за фоно читаю стихотворение «Книги в красном переплете» из сборника «Мой рыцарь»

Цветаева в доме моего детства была маяком маминого поэтического вкуса и отношения к жизни. Я полагала должным не любить Ахматову и превозносить Цветаеву. В будущем глубокой любви ни с одной из них у меня так и не сложилось. Но я уважаю их творчество и такие разные внутренние силы.

Сегодня пишу о Марине Ивановне и о детях, не ее детях (скандалы и интриги личной жизни не в этой статье), а о том, в каком возрасте и в котором часу лучше организовать первую встречу ребёнка с великим поэтом.

содержание моего любимого сборника стихов в детстве «Голоса» (издательский дом «Дрофа«)
содержание моего любимого сборника стихов в детстве «Голоса» (издательский дом «Дрофа«)

Мое знакомство начиналось со стихов на ночь, а потом я сама обнаружила в одном детском сборнике несколько нежных стихотворений Марины Цветаевой - мои любимые!

На бульваре

В небе — вечер, в небе — тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки

Синий шар.

Бедным пальчикам неловко:

Синий шар стремится вдаль.

Не дается счастье даром!

Сколько муки с этим шаром!

Миг — и выскользнет веревка.

Что останется? Печаль.

Утомились наши ручки,

— В зимнем сумраке бульвар.

Наша детка побежала,

Ручки сонные разжала...

Мчится в розовые тучки

Синий шар.

И ещё одно

У кроватки

«Там, где шиповник рос аленький,

Гномы нашли колпачки…»

Мама у маленькой Валечки

Тихо сняла башмачки.

«Солнце глядело сквозь веточки,

К розе летела пчела…»

Мама у маленькой деточки

Тихо чулочки сняла.

«Змей не прождал ни минуточки,

Свистнул — и в горы скорей…»

Мама у сонной малюточки

Шелк расчесала кудрей.

«Кошку завидевши, курочки

Стали с индюшками в круг…»

Мама у сонной дочурочки

Вынула куклу из рук.

«Вечером к девочке маленькой

Раз прилетел ангелок…»

Мама над дремлющей Валенькой

Кукле вязала чулок.

Мама вечно перечитывала вслух «Мой Пушкин» и, надо отдать должное, страстность Цветаевского слова очень будоражит детское воображение.

Навещая Москву, мы обязательно приходили в то время в ещё не отлакированный дом-музей в Борисоглебском переулке. Старинные игрушки и чердак-корабль, для меня дом казался замком из детства Грея, в котором он жил прежде, чем отправился на поиски Алых парусов.

И все это возбуждало яростные фантазии жизни в моей меланхолической натуре. Так что, рекомендую для воспитания живости чувств чтение Марины Ивановны и тихим барышням, и юным бунтаркам.

В 2017 году издательский дом «Детское время» выпустил книгу, собранную из стихов, вошедших в первые два сборника Цветаевой «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь».

-3

Нужно понимать, что стихи эти написаны не для детей, а про детство. Их писала подросшая девочка полу-вспоминая, полу-проживая свою первую нежность.

Поэтому, на мой взгляд, не стоит дарить эту книгу девушкам младше семи лет, а среди мальчишек она вовсе сможет найти отклик лишь у зрелых, художественно развитых мужчин.

В книге много стихов о смерти, о ее предчувствии и приходе, а значит, если тема прощания с жизнью в вашем доме табу для неокрепших душ, тоже лучше обойдите эту книгу стороной.

Для кого же она? Для взрослых и для девочек в пред-переходном периоде. Когда душа уже интуитивно чутка и осознанна, но ещё не начала внутренний бунт с классикой, как со всякой традицией прошлого. 

Иллюстрации Кати Толстой похожи на собранные во сне обрывки открыток и фотографий, с присущими подсознанию яркими образами в простых формах.

Летний зной мне всегда представляется полусном, когда после чая семья сидит на веранде в ожидании прохлады, тюль еле движим распаренным ветром, где-то жужжит муха, пытаясь сесть на желтеющие страницы книги, которую читает вслух мама. В этом же неспешном летнем дне на даче я вижу и этот сборник. «Мой рыцарь» - прекрасный пример литературы для внеклассного чтения в моем идеальном мире, где в школьную программу вместо Робинзона Крузо входит «Всадник без головы» и «Кентервильское привидение».

Закончу стихотворением Марины Цветаевой.

Подрастающей

Опять за окнами снежок

Светло украсил ель...

Зачем переросла, дружок,

Свою ты колыбель?

Летят снежинки, льнут ко всем

И тают без числа...

Зачем, ты, глупая, зачем

Ее переросла?

В ней не давила тяжесть дней,

В ней так легко спалось!

Теперь глаза твои темней

И золото волос...

Широкий мир твой взгляд зажег,

Но счастье даст тебе ль?

Зачем переросла, дружок,

Свою ты колыбель?

Читайте детям вслух, это развивает слух и вкус к слову.