У детей и взрослых разные представления о плохом поведении. То, что плохо в понимании ребенка, взрослый называет строгостью и твердостью. То, что плохо в понимании взрослого, ребенок расценивает как единственный способ заявить о себе.
Для взрослого «плохое поведение» выражается в крике, плаче, топанье ногами, толкании, щипках, укусах, которыми дети щедро делятся с окружающими. Редко кто воздержится от восклицаний «ты все назло делаешь», «ты мне на нервы действуешь», «ты меня до белого каления доводишь».
Ребенок же не хочет ни играть на нервах взрослого, ни выводить его из себя. Он всего лишь пользуется тем набором способов заявить о себе и о своих потребностях, который вручила ему природа. Когда ребенок «плохо себя ведет», он пытается сообщить взрослому о чем-то значимом для него. Он может испытывать как физический дискомфорт (голод, жажду, боль, жар, холод, усталость), так и о психологическом (страх, скука, одиночество). То есть нет так называемого плохого поведения – есть потребности маленького человека.
Природа сделала маленьких детей довольно противоречивыми созданиями. Они с самых ранних лет стремятся к самостоятельности и независимости, но при этом им страшно остаться незащищенными и неконтролируемыми со стороны взрослых. И желание быть самостоятельным, и желание быть защищенным – естественные. Грань между ними прозрачна и не осознаваема ни ребенком, ни взрослым.
Взрослые не должны отказываться от установления правил, границ и поддержания дисциплины. Многие взрослые считают, что доброта к ребенку проявляется в том, чтобы ни в чем его не ограничивать. Это ошибочное мнение, следование которому приведет к катастрофе в отношениях с ребенком.
В идеале именно в первые годы жизни ребенка всем взрослым членам семьи нужно выработать линию поведения и придерживаться ее. Однако, никогда не поздно наладить дисциплину, даже если ребенок вышел из раннего возраста.
- Повседневная жизнь ребенка должна быть размеренной и предсказуемой, ребенок всегда должен понимать, что от него хотят взрослые. Требования и ожидания всех членов семьи должны быть одинаковыми. Это первое правило поддержания дисциплины.
- Чем младше ребенок, тем больше времени он должен проводить дома. смена обстановки (даже поход в магазин или прогулка) возбуждают нервную систему. Чем дольше длится возбуждение, тем непредсказуемое и ярче могут быть реакции ребенка. Поэтому не стоит брать маленького ребенка на спектакль, на банкет или на долгий шопинг. Он очень быстро устанет от смены впечатлений, захочет спать и начнет всячески сигнализировать об этом.
- На любое поведение ребенка следует реагировать быстро, уверенно и логично. Ребенок не поймет, за что его ругают, если с момента проступка прошло какое-то время. У маленьких детей вообще нет чувства времени, они живут сейчас. Так же ребенок в принципе не поймет, почему его ругают, если он хотел поиграть и взял без спроса чужую вещь. Ему необходимо совершать действия, чтобы понять в конце концов, каковы границы дозволенного. И задача взрослых – мягко, но настойчиво показывать ему эти границы, однако, не подавляя инициативу ребенка и не раня формирующуюся личность.
- Старайтесь не кричать на ребенка, не обзывать его, не вешать на него ярлыки. Иначе ребенок либо начнет вас бояться и замкнется в себе, либо по мере взросления станет протестовать все больше и больше. Также не нужно вызывать у ребенка чувства вины и стыда. Это самые разрушительные чувства, которые способы испарить ему жизнь, кода он подрастет. Ребенок, которого в действе стыдили, становится взрослым, который крайне не уверен в себе, тревожен и теряется в любой ситуации.
- Недопустимо игнорировать ребенка. Если он выводит взрослого из себя, нужно призвать на помощь все свои внутренние душевные силы и успокоить разбушевавшегося малыша, взять его на руки, покачать, обнять, прижать к себе. Игнорирование больно ранит ребенка и способствует формированию у него чувство собственной ненужности.
- Ребенку необходимо показывать последствия его поступков. Если он ломает игрушку, то игра мягко, но уверенно прекращается взрослым. Если он бросает еду, то прием пищи переносится на более позднее время. Если он отказывается одеваться, то прогулка отменяется. При этом взрослый поясняет, почему прекратилась игра, почему убрана еда или не состоится прогулка. Да, ребенок станет протестовать против такого решения. Но это верный способ научить его осознавать последствия своих поступков.
- Ребенка нужно учить выражать свои эмоции. Взрослым важно понять, что, когда ребенок испытывает злость, раздражение, обиду, скуку: - это нормально. Задача взрослого – показать малышу способы конструктивного переживания отрицательных эмоций.
- Положительные эмоции маленькие дети переживают так же ярко. И взрослый должен показать, как нужно их проявлять. Дети могут быть чрезмерно любвеобильными. Эту ситуацию нужно использовать для пояснения ребенку такого понятия, как личные границы. Однако, ребенок научится уважать чужие границ только тогда, когда уважают его собственные границы.
- Любой ребенок заслуживает, чтобы взрослый был с ним прям, честен и открыт.