Двадцатые годы характеризуются острой борьбой против религии, объявленной декретом «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» уже в феврале 1918 года. Формально, декрет провозглашал свободу вероисповедания, но на деле все обернулось государственной программой по дискредитации религии в целом. Вскоре после издания декрета была создана обширная система пропаганды, которая охватывала практически все печатные издания в стране.
Особое внимание уделялось ведению антирелигиозной пропаганды среди женщин, поскольку «темная женщина-первая богомолица и в православных храмах, и в католических костелах, и в еврейских синагогах». Надежда Константиновна Крупская утверждала, что в церкви в основном ходят женщины, причем как пожилые, так и совсем молодые. Она связывала это с низким уровнем образования и «кухонным рабством», лишившим девушек возможности приобретения знаний.
Идеологи антирелигиозной пропаганды среди женщин выделяли несколько основных путей решения «религиозного вопроса». Во-первых, было необходимо наладить активную просветительскую деятельность: в журналах публиковались естественнонаучные статьи, проводились конференции безбожниц и культармеек. Женщины все больше привлекались к участию в общественной и политической жизни страны, а вера в сверхъестественные силы клеймилась как высшее проявление невежества и осуждалась.
Во-вторых, формировался образ религии насилия, закрепощавшей женщину в рамках патриархальной семьи, ущемлявшей ее права и свободы. На страницах журналов такую «понятную» для большинства женщин тему преподносили в виде небольших художественных произведений, «реальных» историй читательниц, а также стихов и рисунков, которые обличали «поповские бесчинства». В-третьих, был сформирован карикатурный образ священнослужителя, жадного до денег пузатого попа, упивающегося земными благами в то время, как работница и крестьянка отдает ему последнюю копейку, обрекая себя и свою семью на голод в надежде на лучшую жизнь после смерти.
Чтобы не быть голословными приведем небольшой пример антирелигиозной пропаганды в журнале «Работница» за 1923 год.
Дела поповские.
(Не сказка, а быль)
Жил да был священник Павел
Преисправно требы правил,
В церкви ладаном кадил,
Дома денежки копил.
Не гнушался самогона,
Прихожан учил с амвона,
Как по грешному пути
К царству божьему пройти...
У попов глаза лупаты,
Руки хватки, как лопаты,
Почитай, с аршин карман,
От попов идет дурман.
И поповская порода,
Бесполезна для народа.
Для хозяйства всякий поп
Все равно, что в доме клоп!
Ал. Васютин.
Вас также могут заинтересовать следующие материалы:
Антирелигиозная пропаганда в СССР