Мало кто знает, что керамическая посуда и особенно тарелки использовались в Италии не только для еды.
В эпоху Возрождения их, подобно картинам и драгоценным предметам, вывешивали дома на стенку.
Однако задолго до этого керамическими тарелками украшали средневековые церкви.
С X по XIV вв. их вмуровали в каменные стены соборов и небольших приходских церквушек. Особенно любили это делать в Пизе, ведь за счет близости к морю весь керамический импорт поступал в Тоскану именно через этот город.
Считается, что вплоть до X-XI в. c красивой и изысканной керамикой в Тоскане и в Италии было не очень. Постепенно осваивая и улучшая технологии, а также изучая изделия со всего Средиземноморья, местные мастера быстро достигли небывалых высот, превратив изготовление керамики в традицию, которая не прекращается и по сей день.
Денег на мраморную облицовку храмов не всегда хватало. Далеко не все церкви имели богатых покровителей или могли похвастаться статусом кафедрального собора, а украсить как-то хотелось, вот и придумали вмуровать уже готовые расписные изделия.
Забавно, что многие тарелки имели исламское происхождения и доставлялись, в частности, из Андалузии или с территорий современного Туниса. Нередко на них сохранялись арабские орнаменты или даже буквенные знаки. Несмотря на это, они активно шли в дело и находили свою нишу под очередной арочкой или скатной крышей романского фасада. Есть даже мнение, что это делалось намеренно, чтобы показать господство Пизы на море и ее победы над сарацинами.
Поскольку старинная керамика представляет собой большую ценность, во многих церквях оригиналы заменили на копии, спрятав настоящие артефакты под сень музеев. Представляете, как реставраторы выковыривали тарелки одна за одной (все-таки посуда относится к весьма хрупким предметам), а местные мастера должны были изготовить точные воспроизведения. Тем не менее, в Тоскане еще можно найти места, где керамический декор в виде тарелок находится на своем месте уже около 8-10 веков.