Новый Арбат сегодня является настоящим магнитом для туристов. Кого только здесь не встретишь теплым субботним вечером, когда город наполнен негой и улыбается прохожим сверкающими витринами и неоновыми подсветками высоток! Однако не все помнят, что знаменитые «книжки» на Новом Арбате были созданы под влиянием аналогичных строений на Кубе, в Гаване. Как же их реализовали? Давайте узнаем это вместе.
Раньше на месте нового проспекта находилось множество исторических мест. Например, тут были Дурновский, Кречетниковский, Кривоникольский и Собачий переулки, а также знаменитая Собачья площадка, представляющая собой небольшую площадь с заброшенным фонтаном. Все они канули в лета.
Новый Арбат в 30-е годы должен был стать правительственной трассой. На нем решили сделать магистраль, ведущая от Воздвиженки через Кутузовский к Рублевскому шоссе. Однако в то время проект так и не был реализован. В частности, помешала война.
К проекту вернулись в 60-е. Никита Хрущев часто бывал в зарубежных поездках по долгу службы. Его очень вдохновляла американская архитектура. А еще Хрущева крайне заинтересовала потрясающая набережная столицы Кубы. Здесь он увидел яркие высотные гостиницы, тянущиеся вдоль пляжной гряды. Хрущев так вдохновился, что решил перенести Гавану в российскую столицу!
Рядом как раз находились городские живописные набережные, что каким-то мистическим образом роднило Москву с Гаваной. К тому же российская столица считалась "портом пяти морей" — Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного. Так зародилась идея проспекта. Он соединял Арбатскую площадь и Садовое кольцо и должен был стать настоящей витриной Москвы.
Стоит также заметить, что в то время необходимо было разгрузить от транспорта Старый Арбат. Новая трасса пришлась как нельзя кстати! Однако при ее строительстве, к сожалению, было разрушено множество старинных зданий. С карты города исчезли целые исторические переулки. В частности, полностью погибла улица Молчановка…
Писатель Владимир Потресов, живший тогда на Арбате, описывает процесс строительства новой улицы так:
«В сентябре 1962 года дом наш буквально содрогнулся от грохота. О том, что переулки между Арбатом и Поварской обречены, говорили давно, частично даже выселены были жильцы, но все как-то не верилось. Отец быстро зарядил пленкой фотоаппарат и выскочил на улицу. Я последовал за ним. Через проходной двор до Собачьей площадки рукой было подать. Все пространство заволокло пылью. Скрипя и вздрагивая, желтый кран оторвал от земли чугунный шар, медленно отвел в сторону и, пустив клуб сизого дыма, с размаху ударил в стену деревянного особняка, как раз напротив Дома композиторов. Вот после меткого удара шар-бабой рухнула стена, просела крыша, и, словно тяжкий выдох, из-под останков дома вывалился белесый вал векового праха. Жители окрестных домов, собравшиеся у заграждения, невольно отпрянули. Наступила тишина, лишь кран, опустив заляпанный шар, урчал на холостых оборотах».
Новый Арбат напоминал не только Гавану, но и Швецию. В свое время в Стокгольме был также разрушен огромный исторический квартал. На его месте выросла улица Кунсгатан. Она как раз очень напоминает Арбат с его высотками.
Что из себя представляли дома-книжки?
Застройку начали в 1963 году. В проекте принимали участие известные архитекторы: Михаил Посохин, Ашот Мндоянц, Алексей Гутнов, Зоя Харитонова и другие. Основной достопримечательностью Нового Арбата стали четыре 26-ти этажных «книжки». В них должны были работать министерства и ведомства.
4 здания водрузили на единое основание - стилобат. Он состоял из 2-х подземных и 2-х наземных этажей. Здесь работали магазины, рестораны, кафе и многое другое. Именно в стилобате появились экспериментальные заведения, которых еще никогда не было в стране. Например: кафе "Валдай", гастроном "Новоарбатский", пивной бар "Жигули" и другие.
Внутри стилобата был проложен туннель, чтобы транспорт мог беспрепятственно подъезжать к точкам общепита, не тревожа пешеходов.
В самих зданиях находились 8 скоростных лифтов, которые могли поднимать на нужную высоту до 130 человек.
«Прикол был с лифтами в 90-е. Всего лифтов было восемь. "Конечная" внизу у них была на третьем этаже в лифтовом холле. Но два лифта ездили с первого этажа. Местные знали какой лифт едет до третьего, а какие до первого. Но в здании шарахалось много посторонних, не знавших об этом. Картина: жду лифт на третьем этаже, опускается кабина, у которой конечная здесь же, на третьем. Открываются двери, в кабине не протолкнуться. "Всё, говорю, приехали, конечная. Этот лифт не идёт до первого этажа." На меня смотрят примерно двенадцать пар глаз, никто не выходит. Двери закрываются, лифт уезжает вверх», - рассказывает один бывший сотрудник офиса в доме-книжки.
Холл с экскаваторами выходил на крышу стилобата. Здесь изначально хотели создать зеленые зоны для релаксации, а также спортивные площадки.
В «книжках» еще использовались инновационные технологии утепления. Затем они, кстати, перекочевали в массовое строительство.
Кто отец арбатских «книжек»?
Родителем домов-книжек стал высотный жилой комплекс Edificio Focsa. Он был построен в 1956 году и находится в живописном районе El Vedado в Гаване. Раньше на Кубе не создавали зданий выше 14-ти этажей. Edificio Focsa же имел 39 этажей и еще четырехуровневую парковку на 500 авто. Здание фактически открыло новую эпоху небоскребов и поразило кубинцев своей технологичностью!
Создатели Edificio Focsa попытали воплотить в жизнь философию «автономного города» Ле Корбюзье. Комплекс включал в себя 373 квартиры, школу, гаражи, большой супермаркет, театр, магазины и ресторации. Это был настоящий «город в городе», где жильцам предлагалось насладиться всеми прелестями цивилизации, не покидая своих владений. Его внешний вид же ярко символизировал силу знаний.
В 60-х годах тут размещали советских студентов и чиновников. С течением времени жилой комплекс пришел в упадок и выглядел ужасающе. Однако его отреставрировали и превратили в настоящую архитектурную достопримечательность Кубы! На верхнем этаже здесь теперь работает ресторан La Torre с великолепным видом на Гавану, а внизу есть отличный магазин с богатым выбором любопытных национальных товаров.
Игорь Андреев