*️⃣ Встреча анонимных писателей-фантастов, 01:23 АМ.
Восемнадцать часов дискуссий и тридцать тысяч чашек чёрного кофе спустя.
(стенограмма заседания) *️⃣
В ходе обсуждения рукописи «Туманность Андромеды» у меня с коллегой по цеху возникла небольшая тема для дискуссии: на чем основывают свои утопии или антиутопии, неизведанные планеты или варианты развития нашего мира писатели-фантасты? В ходе дискуссии наметилось два пути решения данного вопроса. 💡
Вариант 1: Идея фантастического устройства общества будущего основана на допустимо вольной для актуализации затрагиваемого временного периода интерпретации исторической концепции развития общества. ⬅️
Вариант 2: Идея фантастического устройства общества будущего основана на логическом продолжении текущих идей развития общества, превалирующих в сознании современного автору социума. ➡️
Существует мнение, что истории свойственно повторение. Таким образом, можно предсказать определенные аспекты человеческой жизни, в том числе и возможные пути развития политики, социологии и общества в целом. То есть, условно говоря, общественный строй древнего Египта рано или поздно может снова вернуться к жизни в недалеком будущем и повторить свой жизненный цикл с условными летающими машинами и бесконтактными платежами. 📲
Но есть так же и мнение о том, что все развитие общества и любых его аспектов происходит по спирали, восходя и расширяясь как уходящий в небо торнадо. Такая концепция исключает возможность повторения уже пройденных этапов, но не отменяет возможность развития известных ранее идей с последующим усилением и большим масштабом. 🌪
Вот писателям-фантастам и приходится выбирать из двух этих концепций в поисках вдохновения и отправной точки для создания своих сценариев будущего. Кто-то, как например братья Стругацкие в романе «Трудно быть богом», строят свою фантастику о будущем на идее того, что где-то во вселенной затерялась планета, отстающая от Земли в развитии. В то время как у современного человека - расцвет науки, у жителей вымышленного государства другого мира - позднее Средневековье со всеми вытекающими из этого проблемами, междоусобицами и борьбой за выживание. ⚔️
Похожий приём использования опыта прошлого для описания фантастического ситуативного контраста с будущим использовал и Марк Твен в классическом романе «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Основной сюжетный ход вынесен автором в заголовок, а развитие событий без труда можно предугадать даже современникам автора, не говоря уж о людях 21 века. Противопоставление безумных нравов Средних веков бурно развивающемуся обществу конца XIX века хоть и бросается в глаза, но, нужно признать, здорово увлекает читателей. 🤓
Подобным образом свои фантастические романы писали как и признанные мастера научной-фантастики, например Френк Герберт с его монструозной «Дюной», так и современные авторы, такие как Дмитрий Глуховский, парочка романов которого так или иначе тяготеет ко временам Римской империи («МЕТРО 2034», «Будущее») или Джеймс Кори с циклом «Экспансия», где красный во всех смыслах Марс воюет с Землей, как сверхдержавы Холодной войны. 🧊
По другую сторону баррикад - фантасты-учёные, утописты и мечтатели, твёрдо стоящие на анализе современности, изучении общества и мастерском умении строить предположения. Далеко за примером можно не ходить, живы ещё воспоминания о «Туманность Андромеды» Ефремова, где коммунизм одержал безоговорочную победу над капитализмом и помог построить фантастически эффективное, хоть и не во всем идеальное общество. 🤖
*️⃣ К слову сказать, даже сам Ефремов, чувствуя некоторую однобокость и инфантильность созданного им утопического будущего, наделил одного из персонажей очень чувственной натурой и рефлексией об утрате эмоциональности его современниками. *️⃣
Таким же оптимистичным прогнозистом можно назвать и Айзека Азимов, чей фантастический роман «Конец вечности» является прекрасной иллюстрацией веры в математическое общество, анализирование и масштабное исследование общества путём изучения временных промежутков и возможных сценариев развития событий. Такому обществу так же свойственна определённая холодность бездушных машин, но и живое любопытство и ненасытное желание добиться идеального результата для достижения человечеством полного счастья и гармонии. 🙌🏼
Хотя, само собой, цикл «Основание» мистера Азимова представляет собой не что иное, как римскую империю, отмасштабированную до размеров галактики с пятью сотнями миллионов обитаемых миров. Так что да, Азимова можно приводить в пример к обоим лагерям писателей-фантастов, что лишь закрепляет за ним статус литературной иконы. 😎
По итогу дискуссии у нас с коллегами сформировалось определенного рода перепутье. Куда отправляться за грамотным описанием потенциально возможного фантастического развития общества - назад или всё-таки в будущее, опирающееся на идеи потенциального развития настоящего? 🧐
Просим наших коллег и просто неравнодушных литераторов и читателей принять участие в нашей дискуссии и высказать своё мнение в комментариях или же опросах в сторис для дальнейшего анализа полученных данных и поиска возможного решения данной проблемы. 🧮
Всем спасибо, заседание окончено! Не забудьте убрать за собой складные стулья к стене спортзала и не забывайте свои бумажные стаканчики из-под кофе, контейнер для мусора у выхода. До новых встреч в клубе анонимных писателей-фантастов! ✊🏼