Леонид Гайдай любил животных, и легко находил контакт с ними. Читал, что у Никулина была злая собака, кусавшая даже хозяина, и единственным, кого она не трогала, был Гайдай. Да что там собаки — Леонид Иович даже к медведю в клетку входил!
Его фильмы редко обходились без братьев наших меньших, более того, в фильмах, с которых началась кинослава Гайдая, главным героем был как раз зверь — пёс Барбос. Но речь мы сегодня будем вести не о собаках.
Сегодня — Международный день кошек! И эта статья посвящается гайдаевским кошкам — ведь именно эти животные встречались в его фильмах чаще всего! Причём кошки были как в бытовых сценах, так и в мистических! Они являлись в страшных снах, пугали героев в реальной жизни, проделывали трансформации и даже говорили человеческим голосом!
Впервые кошка появилась у Гайдая в «Деловых людях» по О.Генри.
В новелле "Родственные души" кошка мелькнула на заднем плане, попавшись под ноги грабителю.
А в новелле «Вождь краснокожих» кошка уже была более заметна — в неё бросал камни плохой мальчик Джонни. Хорошо, что похитители успели украсть пацана, и он не успел попасть в кошку!
В следующем фильме «Операция Ы и другие приключения Шурика» ни одна из новелл не обошлась без кошек! Кошка с собакой появлялись из трубы на стройке во время баталий Шурика и Феди (новелла «Напарник»).
В новелле «Наваждение» Шурик отвлекал внимание боксёра Рекса пойманной чёрной кошкой. Сцена, когда Шурик запирает их в лифте — самая жестокая в добром фильме. Да, мы помним, что потом боксёр убегал от кошки. Но в реальной жизни всё закончилось бы, наверное, трагично. И виноват в этом был бы Шурик.
А кошки в третьей новелле были... не настоящими! Но важными! Их продавали на рынке, и на них Трусу пришлось тренироваться — отрабатывать приём усыпления старушки.
Этих кошек я не считаю, но не могу не отметить!
С «Бриллиантовой руки» начинаются сцены с кошками, в которых эти животные производили страшное впечатление на персонажей. Это было в четырёх фильмах подряд, и все эти коты были чёрными!
Кот, который жил у Геши Козодоева, был обычным на первый взгляд. Путался под ногами и любил шампанское.
Но это днём. А ночью он снился своему хозяину в кошмарных снах и смеялся над ним!
В «12 стульях» Воробьянинова чуть до инфаркта не довёл шелест газет в квартире Ляписа-Трубецкого, куда он забрался с преступной целью — похитить стул. Но всё оказалось прозаично — под газетами был чёрный (ну, почти чёрный) котёнок.
Самый главная мистическая кошка у Гайдая — конечно же, из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».
О, это непростая кошка!
Она может незаметно исчезать из полотенца, трансформируясь в маленьких кошечек, нарисованных на этом самом полотенце.
Она явно соавтор изобретения Шурика.
Она может расшатывать холодильник.
Она может превращаться в шапку Мономаха.
И наконец, она может говорить человеческим голосом — «Чао!» в финале!
Непрост и кот, живущий в квартире Зиночки в «Не может быть!» Его шаги, вызывающие ассоциации с шагами Командора, расшатывают слабую нервную систему любовника Зиночки, артиста Анатолия Барыгина-Амурского.
В «Не может быть!», в этой же новелле, была ещё одна кошка, уличная — свалившаяся от неожиданности, когда беспризорник выстрелил по идущему к любовнице Барыгину-Амурскому из рогатки. Куда упала кошка — не показано, но надеюсь, что она, по кошачьему обыкновению, легко приземлилась на все четыре лапы.
Дальше были более бытовые моменты. В «Инкогнито из Петербурга» шляющийся по рынку голодный Хлестаков завидовал даже кошке, которая что-то грызла.
«За спичками» — фильм о деревне. А что за деревенский (точнее, хуторской) дом без кошки? Была кошка и в доме Ихалайнена. В одной сцене именно молоко из кошачьего блюдечка потушило горящий уголёк, вылетевший из печки. Из-за этого Анна-Лиза и Миина так и не смогли раздуть огонь и затопить печь.
В «Опасно для жизни!» — кажется, единственный случай у Гайдая, когда у кота в фильме есть имя. Его зовут Ричард. Любитель телефона.
И последний гайдаевский «кошачий» фильм — «Частный детектив, или Операция «Кооперация».
Кошка была в двух сценах. Сначала её запускали «на счастье» при открытии помещения под детективное агенство.
А вот второй случай — целая история.
Один из запоминающихся эпизодов фильма — когда Дима, надев страшную маску, запугивает журналистку Лену. Сцена была снята и находилась в процессе монтажа. Гайдая долго что-то не устраивало. И он решил, что здесь просто необходима испуганная взъерошенная кошка!
Были отсняты дополнительные кадры с кошкой. И они, безусловно, оживили этот эпизод.
На этом у меня всё. Кажется, никого не забыл...
А кто из гайдаевских кошек больше всего понравился Вам? Напишите в комментариях!
Спасибо всем, кто досмотрел этот длинный пост до конца (буду признателен за "лайк" и подписку)!
До новых встреч, или, как говорила та самая кошка: "Чао!"
С Международным днём кошек всех "кошатников"!