Найти тему
Елена Глебова

КАК ИГРАТЬ С РЕБЕНКОМ, ЕСЛИ ИГРАТЬ ВЫ НЕ ХОТИТЕ?

Маааам, давай с тобой поиграем!

Фраза, от которой иногда начинает дёргаться глаз. Как реагировать на просьбу ребенка поиграть, если ты не хочешь?

Прежде всего, важно помнить, что игры не свойственны людям нашего возраста. Дело тут, конечно, не в том, что "ах, этот человек потерял непосредственное восприятие жизни и стал слишком серьезным". А в том, что ведущий вид деятельности у взрослых - труд, а у детей - игра (дети познают жизнь, общение через игру). Ребенку не свойственно трудиться (хотеть трудиться) так же, как и нормальному взрослому не свойственно играть - точнее, хотеть играть.

То, что ценно в стремлении детей вовлечь нас в общение - это желание общаться с нами в принципе. Но в этом смысле у детей огромный запас прочности, если нашу любовь они считывают другими способами.

Больше всего взрослого человека могут в этом удручать три вещи:

1) внезапность и беззащитность от этой внезапности. То есть ты такой сидишь, налил себе чаю, сейчас проверю почту / посёрфю в интернете / сделаю задачу, и тут тебе раз - и такой "ценный подарок". И ты такой: "подарок ценный, но можно не сейчас?" С другой стороны, это же ребенок, как я могу ему отказать в общении?

2) отсутствие горизонта планирования, такое вязкое болото. Как долго это продлится? Как сказать, когда совсем уже невмоготу? Как завершить так, чтобы без криков?
В целом обе эти проблемы связаны с тем, что взрослый лишается возможности самостоятельного принятия решений, управления ситуацией, своим временем и личным пространством - и мы помним, что игра при этом далеко не самое первое, чем мы хотели бы заняться.

Что со всем этим можно делать?

1. Защититься от внезапности, то есть запланировать совместное времяпрепровождение заранее, или общее правило, или разовые, но немного заранее - раньше, чем ребенок придет просить играть. "Мы играем с тобой вместе после того, как малышки лягут спать. Договорились? В остальное время ты играешь сам". И при этом желательно каждую игру начинать самой, чтобы ни у ребенка, ни у тебя не было ощущения, что он выпрашивает, а ты такибытьсоглашаешься и - здравствуй, чувство вины, чтобы не проявляешь активность. Обсуждать заранее как раз и нужно для того, чтобы со спокойной душой можно было сказать: "ты помнишь, что мы играем после того, как я сделаю тренировку?

2. Проявлять предупреждающую инициативу, чтобы ребенок не приучался контролировать и караулить, чтобы "не пропустить" и взять своё. Сделана тренировка - приходишь и радостно объявляешь - всё, я готова, давай играть! И с восторгом проговариваешь: Ты сам поиграл? Какой ты у меня молодец (обнимашки). Я сделала свои дела, а ты свои. Пока я занималась своими, я так по тебе соскучилась. Теперь мы можем поиграть.

3. Перед тем, как заводить волынку "я сейчас поработаю, а ты позанимайся сам", вот что нужно еще сделать: потренировать ребенка придумывать, во что можно поиграть самому. Это нужно для того, чтобы, во-первых, озвучить ход мыслей взрослого человека: "так, у меня есть свободное время; что я могу поделать? а что хочу? а что хочу в первую очередь?". Напоминаю, что для детей игра - основной вид деятельности, и именно на этом моменте они смогут перенять у взрослых их опыт планирования. Во-вторых, помочь человеку непосредственно перебрать, проинвентаризировать имеющиеся у него варианты.

То есть прямо берешь и говоришь: я сейчас буду работать, а ты поиграй самостоятельно. Давай вместе придумаем, чем ты можешь заняться. Смотри, ты можешь порисовать, поиграть в машинки, позвонить бабушке (и т.д., как можно больше вариантов).

2. Приступая к игре, ты предупреждаешь (и не один раз в течение игры), в какой момент вы закончите. "Вот построим этот дом, и дальше ты будешь играть сама". Перед окончанием постройки: вот сейчас достроим эту башню, и дальше ты будешь играть сама". Ну и, конечно, предлагать свои варианты игры (что-то из того, что тебе ближе всего).

В общем, ничего нового в принципе: планирование, явное предупреждение.

P.S. Возможны также другие триггерные моменты сами по себе. Покопайтесь; как вариант - может, вам в детстве отказывали в играх тоже, и это такая реакция подсознательной обиды/мести.

__________________

Запись на консультацию на сайте eleglebova.ru