Было время, когда объекты трамвайной инфраструктуры исполнялись именитыми архитекторами и были настоящими архитектурными шедеврами. Во-первых, к таковым относятся остановочные павильоны. Такие павильоны сохранились, например, в Москве; сейчас они являются памятниками архитектуры регионального значения. Во-вторых, это опоры контактной сети. Эти малые архитектурные формы в первой половине XX века зачастую выглядели очень изысканно, что придавало не только трамвайной линии, но и улице и всему городу неповторимый облик. Такие опоры контактной сети можно встретить, например, в Санкт-Петербурге или Таллине.
Интересно, что Дзержинск не обошли стороной трамвайные архитектурные изыски. Центральная трамвайная остановка города «Пл. Дзержинского», располагавшаяся в центре одноименной площади, в 1935 году обзавелась крупным остановочным павильоном. Первоначально он был деревянным и не особо привлекательным. Во второй половине 1930-х годов в Дзержинске велись масштабные работы по строительству и благоустройству центральной площади города химиков. Вероятно поэтому к 1939 году остановку трамвая переместили восточнее и возвели на ней новый павильон. Он был построен из кирпича и напоминал настоящий вокзал с колоннами, арками и двумя шпилями. Сколько лет он просуществовал, пока неизвестно.
Первые опоры контактной сети дзержинского трамвая были деревянными, располагались они с двух сторон от пути и шедеврами архитектуры не являлись. Между ними был подвешен поперечный стальной трос, к которому через подвес с изоляцией крепился контактный провод. Никаких консолей не было. В 1938 году линия трамвая от Дома Советов до ЧХЗ стала двухпутной. В междупутье были установлены деревянные опоры, к которым крепились ажурные металлические консоли. Эти опоры были установлены лишь в центральной части Соцгорода, в то время как на остальных участках линий оставались ничем не примечательные деревянные столбы. Новые опоры с фигурными консолями просуществовали 10–11 лет, пока на рубеже 1949–1950-х г.г. не были заменены на стальные во время реконструкции трамвая. При этой замене дизайн ажурных консолей образца 1939 года был сохранен, а новые стальные опоры были дополнены фигурным навершием, где расположились светильники уличного освещения, которое, к слову, исправно работало долгие годы (ФОТО 6). Такие опоры расположились на всем протяжении трамвайной линии: от завода им. Свердлова до остановки «Тимирязевская». В поздние периоды развития трамвая в 1970–1980-е годы при строительстве новых линий (маршруты 3, 4 и 2 до «Зари») и продлении старых (до Восточного кольца) использовались армированные бетонные или стальные опоры с тривиальными поперечными консолями безо всяких художественных изысков. Более того, в середине 1980-х г.г. при реконструкции контактной сети на пр-те Свердлова, ул. Красноармейской, пр-те Ленина и Автозаводскому шоссе ажурные консоли были заменены на обычные, однако сами опоры и навершия со светильниками сохранились до самой ликвидации трамвая. Стальные опоры на проспекте Свердлова, ул. Красноармейской и проспекте Ленина простояли с 1950 года по 2016 год. Несколько таких опор до сих пор стоят на ул. Красноармейской и пр-те Свердлова, разменяв уже седьмой десяток лет