Найти тему

Трамвайная архитектура Дзержинска

Остановочный павильон дзержинского трамвая. Располагался в центре площади Дзержинского. 1935 г.
Остановочный павильон дзержинского трамвая. Располагался в центре площади Дзержинского. 1935 г.

Было время, когда объекты трамвайной инфраструктуры исполнялись именитыми архитекторами и были настоящими архитектурными шедеврами. Во-первых, к таковым относятся остановочные павильоны. Такие павильоны сохранились, например, в Москве; сейчас они являются памятниками архитектуры регионального значения. Во-вторых, это опоры контактной сети. Эти малые архитектурные формы в первой половине XX века зачастую выглядели очень изысканно, что придавало не только трамвайной линии, но и улице и всему городу неповторимый облик. Такие опоры контактной сети можно встретить, например, в Санкт-Петербурге или Таллине.

Интересно, что Дзержинск не обошли стороной трамвайные архитектурные изыски. Центральная трамвайная остановка города «Пл. Дзержинского», располагавшаяся в центре одноименной площади, в 1935 году обзавелась крупным остановочным павильоном. Первоначально он был деревянным и не особо привлекательным. Во второй половине 1930-х годов в Дзержинске велись масштабные работы по строительству и благоустройству центральной площади города химиков. Вероятно поэтому к 1939 году остановку трамвая переместили восточнее и возвели на ней новый павильон. Он был построен из кирпича и напоминал настоящий вокзал с колоннами, арками и двумя шпилями. Сколько лет он просуществовал, пока неизвестно.

Первые опоры контактной сети дзержинского трамвая были деревянными, располагались они с двух сторон от пути и шедеврами архитектуры не являлись. Между ними был подвешен поперечный стальной трос, к которому через подвес с изоляцией крепился контактный провод. Никаких консолей не было. В 1938 году линия трамвая от Дома Советов до ЧХЗ стала двухпутной. В междупутье были установлены деревянные опоры, к которым крепились ажурные металлические консоли. Эти опоры были установлены лишь в центральной части Соцгорода, в то время как на остальных участках линий оставались ничем не примечательные деревянные столбы. Новые опоры с фигурными консолями просуществовали 10–11 лет, пока на рубеже 1949–1950-х г.г. не были заменены на стальные во время реконструкции трамвая. При этой замене дизайн ажурных консолей образца 1939 года был сохранен, а новые стальные опоры были дополнены фигурным навершием, где расположились светильники уличного освещения, которое, к слову, исправно работало долгие годы (ФОТО 6). Такие опоры расположились на всем протяжении трамвайной линии: от завода им. Свердлова до остановки «Тимирязевская». В поздние периоды развития трамвая в 1970–1980-е годы при строительстве новых линий (маршруты 3, 4 и 2 до «Зари») и продлении старых (до Восточного кольца) использовались армированные бетонные или стальные опоры с тривиальными поперечными консолями безо всяких художественных изысков. Более того, в середине 1980-х г.г. при реконструкции контактной сети на пр-те Свердлова, ул. Красноармейской, пр-те Ленина и Автозаводскому шоссе ажурные консоли были заменены на обычные, однако сами опоры и навершия со светильниками сохранились до самой ликвидации трамвая. Стальные опоры на проспекте Свердлова, ул. Красноармейской и проспекте Ленина простояли с 1950 года по 2016 год. Несколько таких опор до сих пор стоят на ул. Красноармейской и пр-те Свердлова, разменяв уже седьмой десяток лет

Павильон дзержинского трамвая на остановке "Пл. Дзержинского". 1939 г.
Павильон дзержинского трамвая на остановке "Пл. Дзержинского". 1939 г.
Площадь Дзержинского, 1939 г.
Площадь Дзержинского, 1939 г.
Действующее уличное освещение. На здании надпись ""Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны". Конец 1960-х гг.
Действующее уличное освещение. На здании надпись ""Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны". Конец 1960-х гг.