7,7K подписчиков

Театр с хорошей родословной

Академический театр Комедии имени Акимова
Академический театр Комедии имени Акимова

Именно так охарактеризовали Академический театр Комедии имени Акимова на открытии выставки на Малой Садовой улице, посвященной предстоящему 90-летию прославленного петербургского театрального коллектива. Сегодня мы вспоминаем наиболее важные вехи его истории.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ДАТА

Таковой считается 1 октября 1929  года. Театру передали театральный зал в  доме купцов Елисеевых. Он въезжал туда в  качестве театра Сатиры (учрежденного еще  в  1925  году). Первое представление в своем доме театр сыграл 29 октября того же года. Это была премьера спектакля «Шулер» с  участием тео-джаза Леонида Утесова.

В  1931  году Театр Сатиры объединили с  театром «Комедия», созданным в  1925  году на  основе театра «Пассаж» и руководимым Степаном Надеждиным.

И ПРИШЕЛ АКИМОВ…

В  1935  году главным режиссером был назначен Николай Павлович Акимов. Он не  боялся экспериментов. Он сформировал новую труппу, в  которую пришли Александр Бениаминов, Лидия Сухаревская, Ирина Зарубина, Сергей Филиппов, Борис Тенин, Елена Юнгер, Татьяна Чокой. Плеяда великолепных артистов стала не  только лицом театра Комедии, но и гордостью всего театрального Ленинграда.

В это же время складывался творческий союз с  драматургом Евгением Шварцем: пьесы «Тень» и  «Дракон», входящие в сокровищницу мировой драматургии, были написаны специально для  акимовского театра. Сотрудничество с  Михаилом Лозинским, переводчиком и  поэтом, открывало пьесы зарубежных классиков: на  сцене появились пьесы в  превосходных, точных переводах: «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Двенадцатая ночь»Шекспира, «Школа злословия» Шеридана.

Слово «Комедия» в  этот период в  названии театра стало писаться с заглавной буквы — акимовская «К» и сейчас на фасаде театра.

ВОЙНА И ПОСЛЕ

В 1941 году театр еще оставался в  Ленинграде. Однако в  декабре Акимову удалось добиться решения о  его эвакуации. Когда война окончилась, театр вернулся в  Ленинград. Но  испытания продолжались. В 1949 году за «формализм в искусстве» и  «западничество» Акимов был отстранен от  руководства театром. С  шоком, который пережил театр, справились не сразу: посещаемость театра упала почти до  нуля, театр снова оказался на  грани закрытия.

Театр им Акимова
Театр им Акимова

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Долгожданное возвращение режиссера состоялось в  1956-м и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Е. Шварца. Вместе с Акимовым в театре появилась молодежь — новые «акимовцы»: Вера Карпова, Инна Ульянова, Валерий Никитенко, Борис Улитин, Лев Милиндер, Светлана Карпинская, Ольга Антонова и  другие, они надолго закрепили славу театра на просторах Петербурга и России. В  1967  году театр получил звание «академический».

На  гастролях 1968  года в Москве режиссер умер.

ПОСЛЕ АКИМОВА

В  1970 труппу возглавил Вадим Голиков. Самые заметные работы режиссера: «Село Степанчиково и  его обитатели» по  Ф.  Достоевскому, «Сослуживцы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Тележка с  яблоками» Б. Шоу.

С  1977 по  1981  год художественное руководство театром Комедии осуществлял Петр Фоменко, оставив большой след в  истории театра, запомнившись замечательными постановками: «Этот милый старый дом» А.  Арбузова, «Старый Новый год» М.  Рощина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому.

С  1981  года, после ухода Фоменко, его место занял Юрий Аксёнов. При  нем в  труппу приняты блестящие комедийные артисты: Михаил Светин, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич.

С 1986 года театр носит имя Акимова. В  1991-1995  гг. художественным руководителем театра был известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан.

ИЗ ПРОШЛОГО В НАСТОЯЩЕЕ

В  1995  году театр возглавила Татьяна Сергеевна Казакова. Прежние хранители традиций, «акимовцы», и  сейчас составляют цвет труппы. Жизнь театра продолжается: в  репертуаре новые названия. Разнообразие подхода к  жанру «высокой комедии», как  говорил Николай Павлович, лежит в основе политики театра, формируется новая, насыщенная яркими индивидуальностями труппа. А  в  репертуаре соседствует классика русской и мировой драматурги с современными хитами отечественных и  зарубежных авторов. Среди популярных — «Доктор философии», «Влюбленные», «Бешеные деньги», «Визит дамы», «Хитрая вдова».

А порой неожиданно возникают в  репертуаре и  покоряют публику новые яркие версии классических пьес акимовского периода. Как, например, это случилось с  блистательным «Драконом» Евгения Шварца, недавно поставленным Татьяной Казаковой.

Театр им. Акимова
Театр им. Акимова

ПЕРЕЖИТЬ РЕМОНТ

Летом 2008  года помещения Театра комедии закрыли на капитальный ремонт, первый за  более чем  шестьдесят лет. В ходе «выборочного капитального ремонта Большого зала с  элементами реставрации», выполненного по проекту НИИ «Спецпроектреставрация», сцена была существенно расширена и  преобразована. Уровень пола в  зрительном зале был поднят для  улучшения видимости, заменены зрительские кресла. После ремонта театр открыли 21 марта 2009 года легендарным спектаклем «Тень» по пьесе Евгения Шварца.

Подготовил ВЛАДИМИР БЕССЕР

НЕМНОГО ЛИЧНОЕ
С этим театром меня, как  и  многих ленинградцев, связывало в  детстве и  юности многое: от  походов на  утренники до  желания посмотреть легендарные спектакли, о  которых рассказывала мама. Впрочем, в школе я вряд ли догадывался, что  буду регулярно посещать театр Комедии «на  законных основаниях».
Так, в  феврале 1977  года автор этих строк оказался в  театре в  качестве студента-практиканта. Изо всех своих театроведческих сил я  наблюдал репетиции комедии Торонтона Уайльдера «Сваха» с блистательной Ольгой Антоновой. Попутно смотрел весь текущий репертуар…
Кто  же знал, что  несколько лет спустя придется смотреть на  спектакли совсем уже под  другим углом, в  качестве старшего инспектора отдела драматических театров Главного управления культуры Исполкома Ленсовета.
Минули те года, минул век, а театр Комедии по-прежнему манит к  себе своими спектаклями, где есть простор и  для  чувств, и  для  ума (без  горя), и  для  смеха, и для тех мгновений тишины в  зале, когда театральные ангелы летают по такому знакомому залу…
Сергей ИЛЬЧЕНКО

Культурный Петербург №10 (97) 2019