"Мёртвый сезон" — советский чёрно-белый двухсерийный детективный художественный фильм 1968 года режиссёра Саввы Кулиша, снят на киностудии «Ленфильм».
Этот фильм Он стал первым советским фильмом, посвящённым деятельности советской разведки в годы «холодной войны». Сценарий был написан известным режиссёром Владимиром Вайнштоком на основе материалов, предоставленных Комитетом госбезопасности. Прототипом главного героя, Константина Ладейникова, послужил знаменитый советский разведчик Конон Моло́дый, он же под псевдонимом Панфилов был одним из консультантов фильма.
На рубеже 50—60-х годов Конон Молодый под именем Гордона Лонсдейла (он также использовал фамилию Стенсфилд) работал в Англии, торговал игровыми автоматами и был весьма успешным предпринимателем: заработал немало денег для советской разведки. Объектом его профессиональных интересов была группа немецких учёных, когда-то верой и правдой служивших Гитлеру, занимавшихся разработкой военной продукции.
Режиссёр Савва Кулиш, о том, как появилась идея снять кинокартину о разведчиках:
"Член молодёжной комиссии Дома кино Майя Григорьева познакомила меня с Сашей Шлепяновым, сценарий которого „Путь к рыжему пирогу“, написанный вместе с Владимировым (Вайнштоком), на киностудии „Ленфильм“ был только что закрыт по художественным соображениям.
Руководитель объединения режиссёр Александр Гаврилович Иванов сказал, что, если найдётся способный дурак, который за всё это возьмётся, он запустит фильм в производство. Дурака нашли в моём лице. Сценарий мне не понравился".
Для 30-летнего Кулиша это была первая самостоятельная постановка. За его плечами были только две документальные ленты: "Обыкновенный фашизм" и "Последние письма". На роль Ладейникова Кулиш пригласил литовского актёра Донатаса Баниониса: "Я считал, что другого исполнителя просто не может быть. И не только потому, что Банионис талантлив, но и по совокупности многих причин. Он один из тех редких актёров, в котором всегда ощутима крупица тайны, замкнутости. Кроме того, Банионис личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно „приплюсовывалась“ к каждой ситуации, углубляя и укрупняя её".
Савва Кулиш делал фильм в стилистике, близкой к документальной. Он добивался не просто правдоподобия, но реальности существования. Этим определялся выбор натуры, декорация, операторское решение. Как и в большинстве фильмов, действие которых происходит в западных странах, основная натура снималась в Эстонии при большом участии прибалтийских актёров, обладавших необходимой для "западного" сюжета неславянской внешностью.
Как это часто бывает в кино, фильм начали снимать с самого кульминационного эпизода — обмена агентами на Глиникском мосту. Съёмки проходили в начале сентября 1967 года в Москве, на 62-м километре Ленинградского шоссе. И только показав этот материал, Кулиш получил разрешение работать дальше. Поскольку в этой сцене Ладейникова меняют на некоего полковника Николса, которого сыграл Лаймонас Норейка, это стало предметом шуток на тему "как одного литовца на другого меняли".
"Мёртвый сезон" очень круто снят, шикарно смонтирован и наделён отменным саундтреком, а в сети можно найти копию такого хорошего качества, что если бы не знать как выглядят Донатас Банионис и Ролан Быков, то фильм запросто можно принять за современный, который запросто даст огромную фору большинству фильмов 2020 года.
Приятного просмотра.