Гений поэзии, гений музыки и роковые женщины

118 прочитали

Пушкин, Глинка и другая Керн

Наверное, нет человека, который бы не знал о так называемом донжуанском списке Пушкина. Среди дам сердца великого поэта особенное место занимают особы, которым "наше всё" (это словосочетание вылезает откуда-то из подсознания, если вы знаете откуда оно пошло, напишите, пожалуйста, в комментариях!) посвятил отдельные стихотворения или даже несколько. А имя Анны Керн одно из самых известных, хотя и находится во втором столбике. Посвященное ей стихотворение "К***" (то есть Керн) известно как "Я помню чудное мгновенье...".

19 июля 1825 года в день отъезда Анны Петровны из усадьбы Тригорское Пушкин вручил ей стихотворение. Вот что пишет Анна Керн об этом моменте: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 2-й главы «Онегина», в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: «Я помню чудное мгновенье» и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове — не знаю».

Анна Петровна оставила воспоминания, которые стали публиковать еще со второй половины XIX века. Письма же Пушкина она продала, когда остро нуждалась в средствах, уже будучи во втором браке.
Анна Петровна оставила воспоминания, которые стали публиковать еще со второй половины XIX века. Письма же Пушкина она продала, когда остро нуждалась в средствах, уже будучи во втором браке.

Первым (и нелюбимым) мужем Анны Керн, урожденной Полторацкой (1800-1859), был Ермолай Федорович Керн, генерал русской армии, от которого она родила детей, двое из которых умерли в раннем детстве, а самая старшая - Екатерина - прожила долгую жизнь и тоже оставила свой след в русской культуре.

Джордж Доу. Портрет Е.Ф. Керна (1765-1841). Холст, масло. Не позднее 1825 г. Государственный Эрмитаж. Портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца.
Джордж Доу. Портрет Е.Ф. Керна (1765-1841). Холст, масло. Не позднее 1825 г. Государственный Эрмитаж. Портрет находится в Военной галерее Зимнего дворца.

🎹Ни для кого не секрет, что Пушкин оказал сильнейшее влияние на музыкальную культуру России. Многие оперы, балеты, симфонические и камерные произведения написаны на его стихи и сюжеты. Композитор Михаил Иванович Глинка, которого называют основоположником русской национальной музыки, познакомился с Пушкиным в 1818-1820, когда поэт навещал своего брата Льва в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где учился и Глинка. В дальнейшем они встречались в литературных и музыкальных салонах Петербурга.

Глинка вспоминал: «Я часто встречался с известнейшим поэтом нашим Александром Сергеевичем Пушкиным… и пользовался его знакомством до самой его кончины». 27 ноября 1836 Пушкин присутствовал на первом представлении оперы «Жизнь за царя». По случаю этого события друзья сочинили шуточный «Канон в честь М.И. Глинки:

<Михаил Виельгорский:>

Пой в восторге, русский хор, Вышла новая новинка. Веселися, Русь! наш Глинка — Уж не Глинка, а фарфор!

<Пётр Вяземский:>

За прекрасную новинку Славить будет глас молвы Нашего Орфея Глинку От Неглинной до Невы.

<Василий Жуковский:>

В честь толь славныя новинки Грянь, труба и барабан, Выпьем за здоровье Глинки Мы глинтвеину стакан.

<Александр Пушкин:>

Слушая сию новинку, Зависть, злобой омрачась, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь.

<1836>

🎵На стихи Пушкина композитором было написано десять романсов и опера «Руслан и Людмила». Один из романсов был посвящен Екатерине Керн, дочери Анны Петровны и Ермолая Федоровича. У Анны Керн в воспоминаниях читаем в абзаце про стихотворение Пушкина: "Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который их поместил в своих Северных цветах. Михаил Иванович Глинка сделал на них прекрасную музыку и оставил их у себя". Итак, беловой автограф затерялся в истории, само стихотворение к Керн было впервые напечатано в альманахе "Северные цветы" за 1827 год. А музыку Глинка написал зимой 1840 года. Глинку Анна Керна характеризует так: "гений музыки, добрый и любезный человек, как и свойственно гениальному существу".

📝Вот что пишет Глинка о первой встрече с Екатериной Керн: "…на третий день Пасхи я навестил Одоевского, откуда отправился к сестре Марье Ивановне Стунеевой… Там увидел я в первый раз Е.К. Она была нехороша, даже нечто страдальческое выражалось на ее бледном лице. Ходя взад и вперед, мой взор невольно останавливался на ней: ее ясные выразительные глаза, необыкновенно стройный стан и особенного рода прелесть и достоинство, разлитые во всей ее особе, все более и более меня привлекали". Речь идет о 1839 г. Екатерина в этот период обучалась в Смольном институте.

Современная ксилография (2000 г.) неизвестного автора из коллекции Национального музея музыки. По всей видимости она сделана с живописного портрета, изображение которого можно найти в сети, но где он хранится выяснить мне не удалось.
Современная ксилография (2000 г.) неизвестного автора из коллекции Национального музея музыки. По всей видимости она сделана с живописного портрета, изображение которого можно найти в сети, но где он хранится выяснить мне не удалось.

Глинке девушка ответила взаимной симпатией, начался роман. Композитор был женат, но, как он сам пишет, отношения с супругой к тому моменту разладились и однажды на замечание жены, что "все поэты и артисты плохо кончают... например,Пушкин", он ответил, что никогда бы не подставил своего лба на дуэли из-за жены; происходила перепалка в присутствии Е.К. (видимо, такие дурные отношения с женой, а затем и начавшийся бракоразводный процесс давали Екатерине надежду на будущий союз с композитором). Потом Екатерина Ермолаевна заболела и к ее выздоровлению композитор сочинил Вальс-фантазию. А затем и романс, о котором он небрежно упоминает "написал не помню по какому поводу". Для поправки здоровья врачи рекомендовали Екатерине покинуть Петербург, что и было организовано - для отправки возлюбленной вместе с матушкой Анной Петровной в южные края композитор попросил у своей матери внушительную сумму, скрыв истинную причину предстоящих трат. В этот момент Глинка работал над оперой "Руслан и Людмила", именно в этот период изобразил Репин композитора на знаменитом портрете. К 1842 году, как пишет Глинка, уже не было "прежней поэзии", а чувства переросли в дружеские.

Давайте наконец-то насладимся этим чудным произведением двух творцов - Пушкина и Глинки - в исполнении настоящего мастера

Вот несколько малоизвестных изображений юного Глинки:

🏛В начале года мы с коллегами в Музее В.А.Тропинина и московских художников его времени готовили выставку "Гостеприимство муз" о домашних салонах в Москве в XIX веке. Одним из важных портретов на этой выставке оказалось живописное изображение и Михаила Ивановича Глинки. Сама картина находится в собрании Музея музыки и приезжала к нам "погостить".

Фрагмент экспозиции. Фотограф Маргарита Федина.
Фрагмент экспозиции. Фотограф Маргарита Федина.

Сейчас музей снова открыт и выставка продолжает свою работу с 15 июля в обновленном составе экспонатов. В экспозиции можно насладиться музыкой Глинки и великолепными русскими романсами других авторов, а также рассмотреть прекрасные портреты композиторов.

Спасибо за внимание, надеюсь вам понравились представленные произведения искусства - они на этом канале главные герои!

💡Вот здесь вы можете найти почти детективную историю про портрет Пушкина кисти Тропинина и несколько портретов его возлюбленных из ранней юности.